Лучший педагог года

Реализация программы Р. Х. Гасановой «Земля отцов» по региональному компоненту

Хусаинова
Реализация программы Р. Х. Гасановой «Земля отцов» по региональному компоненту

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Публикация «Реализация программы Р, Х, Гасановой „Земля отцов“ по региональному компоненту» размещена в разделах

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды.

Часть образовательной программы, сформированная участниками образовательных отношений в нашем детском саду представлена программой Риды Ханифовны Гасановой «Земля отцов» (реализуется в младшей, средней, старшей и подготовительной группах) и предусматривает реализацию 40% содержания образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Региональный компонент реализуется через все образовательные области интегрированным курсом.

В основе программы - приобщение дошкольников к истокам материальной и духовной культуры башкирского народа. Программа призвана, на наш взгляд, помочь сформировать у детей базис личностной культуры и воспитать гражданина, патриота своей земли.

Цель программы : дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.

Задачи программы :

Формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа.

Развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа.

Формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой

Программа представлена в трех блоках:

«Человек – творец рукотворного мира»

«От истоков прекрасного - к творчеству»

«Отчий дом»

Формы организации работы по программе :

Непосредственно образовательная деятельность;

Индивидуальная работа с детьми;

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Создание предметно - развивающей среды для самостоятельных игр детей.

Цель образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» в старшем дошкольном возрасте:

Формировать представления о том, что семья – самый родной и близкий круг людей. Хранительница очага – мать, отец – глава семьи. Воспитывать уважение к родителям, старшим членам семьи.

Данная область в старшей группе делится на два блока (семья и игра) :

1. Семья – формировать представление о том, что такое семья; прививать правила уважительного отношения к старшим; знать народные этикетные нормы: уважение, благожелание, гостеприимство.

Формы и методы работы в данной образовательной области

Беседы

Пословицы

Дидактические игры

2. Игра – использовать традиционные (народные) игры как средство физического, познавательно - речевого развития.

Формы и методы:

Дидактические игры с региональным содержанием

Сюжетно-ролевые игры

Образовательная область «Познавательное развитие» в старшем дошкольном возрасте делится на четыре блока (жилище, утварь, пища и одежда) :

1. Жилище – показать особенности устройства жилища; формировать представление об архитектуре города Октябрьский, столицы Башкортостан – город Уфа.

Формы и методы:

Рассматривание иллюстраций: жилище – тирме.

Беседа «Мой город», «Моя республика - Башкортостан».

2. Утварь – показать, что предметы мебели, домашнего быта имеют разнообразные функции

Формы и методы работы:

Рассматривание иллюстраций башкирской утвари (презентация).

3. Пища – продолжать знакомить с традиционными блюдами башкирского народа (баурсак, вак-беляш, усбосмак).

Формы и методы работы:

Знакомство с традиционными блюдами башкирского народа: кыстыбай, баурсак, вак-беляш и др.

4. Одежда – уметь определять и называть, какие элементы национальной одежды вносят в современную одежду

Формы и методы:

Рассматривание иллюстраций «Башкирская национальная одежда»

Дидактическая игра с национальной куклой «Оденем куклу»

Описание куклы в национальной одежде

Образовательная область «Речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте делится на три блока (связная речь, фольклор, литература)

1. Связная речь – развивать образную связную речь на материале фольклора и литературы башкирского народа.

2. Фольклор – продолжать знакомить детей с устным народным творчеством: колыбельные песни, пословицы, поговорки, загадки.

3. Литература – знакомить детей с творчеством башкирских писателей и поэтов.

Формы и методы:

Придумывание сказки по содержанию загадок, пословиц, поговорок

Придумывание сказок или рассказов по сюжетам стихотворений башкирских поэтов.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» делится на три блока (искусство, музыка, музыкальные инструменты)

1. Искусство – знакомство с декоративно-прикладным искусством Башкортостана.

2. Музыка – эмоционально-воспринимать содержание музыки, различать и сравнивать жанры.

3. Музыкальные инструменты – познакомить с музыкальными инструментами: кубыз, думбыра, курай, гармонь, курай (лучший кураист Башкортостана Юмабай Исянбаев)

Формы и методы:

Слушание музыки башкирских композиторов

Рисование предметов декоративно-прикладного искусства башкирского народа

Экскурсии в художественный музей

(При реализации регионального компонента крайне эффективной формой работы является посещение различных музеев. Дети при посещении музея могут ознакомиться с предметами быта, прикоснуться к истории края, учатся созерцать предметы, изготовленные мастерами и умельцами родного края. Важно, чтобы для экскурсии выбирались такие музеи, которые будут доступны для понимания дошкольников).

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство республики Башкортостан, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

Сущность работы по региональному компоненту наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».

Публикации по теме:

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Комплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 летКомплексное занятие по региональному компоненту «Место работы моих родителей» для детей 2–3 лет Цель: закрепить знания детей о месте работы родителей. Задачи: *начать знакомство с родным посёлком; *показать фотографии организаций,.

Конспект занятия по региональному компоненту «В гости к нам пришёл Незнайка!» (средняя группа) Задачи: -Формировать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку); - развивать способности чувствовать красоту природы своей.

Консультация для родителей «Конфликт отцов и детей» Консультация для родителей «Конфликт отцов и детей». Воспитатель МКОУ"Симоновская основная общеобразовательная школа имени героя войны 1812.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Презентация по региональному компоненту «Виртуальная экскурсия по Кенозерскому национальному парку» В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Библиотека изображений:

Публикация Реализация программы Р. Х. Гасановой «Земля отцов» по региональному компоненту (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Хусаинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Реализация программы Р. Х. Гасановой «Земля отцов» по региональному компоненту
Опубликовано: 17 октября 2023 в 09:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД