Получи документы

Реализация дополнительной программы «Мир открытий» для воспитанников с особыми образовательными потребностями

Стройкова Людмила
Реализация дополнительной программы «Мир открытий» для воспитанников с особыми образовательными потребностями

В мире каждый ребенок имеет культурные права. Эти особые права и свободы гарантируются Конвенцией о правах ребенка, Декларацией Генеральной сессии Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей», Всемирной декларацией «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей». В нашей стране гарантом культурных прав детей выступает Конституция России и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

В России всем детям без исключения предоставлены возможности для самореализации в культурной жизни. И дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью не являются исключением.

Публикация «Реализация дополнительной программы „Мир открытий“ для воспитанников с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Сегодня Министерство просвещения Российской Федерации ведет многоплановую и системную работу по обеспечению участия детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в программах дополнительного образования. Освоение детьми с особыми образовательными потребностями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ способствует их успешной социализации в обществе.

Сфера дополнительного образования нацелена на обеспечение доступности образовательных услуг для всех категорий детей дошкольного возраста. Одной из важных задач дополнительного образования является создание специальных образовательных условий для воспитанников с особыми потребностями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», одной из приоритетных стратегий Министерства просвещения России является обеспечение доступности и повышение качества дополнительного образования детей. Так, к 2024 г. доля детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, включенных в систему дополнительного образования, должна составить 70%.

Безусловно, данная позиция законодательно закреплена в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей и молодежи, в действующих нормативно-правовых актах, где большое внимание уделяется созданию специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование рассматривается как «…вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

Характерными для всех нозологических групп воспитанников с ограниченными возможностями здоровья являются следующие особенности:

способы приема, переработки, хранения и использования информации;

специфическое формирование понятий;

снижение темпа деятельности;

снижение работоспособности при длительных умственных и физических нагрузках;

трудности адаптации к новым условиям;

ограничение возможностей полноценного социального взаимодействия.

Знания об особенностях приема и переработки информации, специфическом формировании понятий, возможном снижении темпа деятельности и работоспособности у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимы:

педагогу дополнительного образования при адаптации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также при их реализации (например, пролонгация сроков реализации программ, введение дополнительных наглядных, звуковых, тактильных и других опор, поэтапность и четкий алгоритм занятий и др.);

администрации образовательной организации для создания специальных условий для получения образования и при утверждении учебного плана (например, необходимость приобретения специального оборудования для кабинетов специалистов, актового (музыкального, спортивного) залов).

Степень проявления особенностей психофизического развития воспитанников зависит от многих факторов: выраженности нарушения, времени его возникновения, начала коррекционной работы, адекватной включенности родителей в коррекционный процесс, собственного потенциала каждого ребенка.

В ходе реализации Адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Мир открытий" для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо соблюдение следующих условий:

необходимость организации рабочего места для ребенка с особыми образовательными потребностями и инвалидностью с учетом его индивидуальных особенностей – специальная мебель, технические приспособления и средства;

учет рекомендаций врача-ортопеда, который определяет правила посадки и передвижения ребёнка, рефлекс-запрещающие позиции (поза, которую взрослый придаёт ребёнку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса);

соблюдение в ходе проведения занятий комфортного режима, в том числе ортопедического: перерывы при статических нагрузках, избегание определенных движений, использование необходимых ортопедических приспособлений;

необходимость адаптировать материал занятия (упрощение содержания заданий, инструкций или вопросов);

ограничение количества различных видов заданий на одном занятии из-за замедленного темпа деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

В связи с неоднородностью, различными вариантами и степенью выраженности нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями необходим дифференцированный подход к разработке и выбору организационных форм, видов и условий обучения.

Правильная организация образовательного процесса с внедрением инклюзивных практик – сложная задача, поэтому наряду с классическими приёмами и принципами коррекционно-развивающего воздействия, вполне обосновано применение оригинальных, творческих авторских методик и технологий, эффективность которых доказана многолетней практикой и стабильно положительными результатами работы.

Одной из технологий, имеющих доказательную эффективность в процессе реализации, является игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры», представляющая собой форму взаимодействия детей и педагога через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр.

С 2021 года по настоящее время в нашем дошкольном учреждении успешно реализуется Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

«Мир открытий»

социально-гуманитарной направленности (далее – Программа).

Программа разработана и адаптирована для воспитанников с особыми образовательными потребностями с учётом их психического, речевого развития и индивидуальных возможностей.

Цель Программы

– всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, развитие их интеллектуально-творческих способностей через развивающие игры В. В. Воскобовича.

Задачи Программы:

Обучающие задачи:

- познакомить детей с авторскими играми В. В. Воскобовича и их героями, обогатить игровой опыт;

- обогатить и систематизировать представления воспитанников об окружающем мире, их математические представления;

- учить работать по схеме, ориентируясь на образец;

- учить воспитанников ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- формировать умение анализировать информацию и принимать верное решение;

- формировать у воспитанников практические навыки работы с доской (Коврограф «Ларчик»).

Развивающие задачи:

- развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность к изучению нового;

- развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- развивать у детей эмоционально-образное и логическое мышление;

- формировать представления (математические, об окружающем мире, речевые компетенции;

- развивать у воспитанников наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к новым играм, потребность в эмоциональном общении с педагогом и детьми по ходу игры;

- воспитывать желание откликаться на просьбу о помощи;

- воспитывать умение сопереживать ближнему;

- воспитывать чувство эмпатии;

- воспитывать умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая, контролировать свои действия;

- воспитывать умение работать в команде.

Цикл занятий в рамках реализации данной Программы предназначен для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 5 до 7 лет, реализуется в течение учебного год с 1 октября по 31 мая.

Период реализации Программы составляет 1 год - 32 учебные недели.

Наполняемость группы – 8 детей. Режим занятий: 2 раза в неделю по 25 минут (для воспитанников 5-6 лет, 30 минут (для воспитанников 6-7 лет).

Специфика игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей заключается в том, что все игры полифункциональны, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений, привлекают воспитанников своей яркостью и красочностью. Во время знакомства с игрой дошкольники отвечают на поисковые вопросы, решают интеллектуальные задачи, выполняют творческие задания.

Обучающие задачи, поставленные педагогом в игровой форме, отличаются доступностью для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Путешествия и приключения в Фиолетовом Лесу создают у детей эмоционально-положительный фон настроения, вызывая ощущение радости и переживания, удовлетворения от игры.

Дети с удовольствием «посещают» Цифроцирк – мир занимательной математики, в котором вместе с персонажем Магноликом и забавными зверятами-цифрятами играют с «Математическими корзинками», катаются на «Счетовозике», отгадывают тайну «Волшебной восьмёрки».

Погружаясь в игру, дети осваивают счёт, узнают, запоминают и сравнивают цвет, форму и величину предметов, тренируют мелкую моторику рук, у них совершенствуются психические процессы (речь, мышление, память, внимание, воображение).

Дети с неподдельным интересом прослушивают сказки Фиолетового Леса, становясь действующим лицом событий, проживают таинственные веселые сказочные приключения, вместе с героями преодолевают препятствия, добиваясь успеха. В процессе использования данной технологии главной задачей является адаптация сказок для детей с особыми образовательными потребностями: придерживаться небольшого текстового объема, вносить дополнительные элементы, облегчающие восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказы о цвете, форме и величине, наличие предметов, обогащающих сенсорный опыт: тактильные, обонятельные, зрительно-слуховые стимулы и т. д.). Благодаря такой адаптации данная технология стала более доступной к усвоению и воспроизведению программного материала воспитанниками с особыми образовательными потребностями.

Освоение игр детьми происходит поэтапно. На начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится педагогу, который знакомит дошкольников с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов каждого ребенка.

На втором этапе дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования.

На третьем этапе основное внимание уделяется развитию творчества и самостоятельности. Воспитанники без помощи педагога придумывают игровые задания и упражнения, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.

Важно учитывать зону ближайшего развития детей, для этого необходимо оказывать им строго дозированную помощь. В процессе выполнения условий той или иной игровой задачи детям предлагаются следующие

виды помощи

:

- стимулирующая (подбадривание, похвала);

- организующая (ребенку вновь детально проговаривается инструкция);

- обучающая (демонстрация педагогом выполнения или решения задачи);

- наглядная (введение наглядности, образец остается перед ребенком);

- совместная деятельность взрослого и ребенка.

Методы и приемы, используемые в ходе реализации Программы, целесообразно комбинировать и адаптировать. Для дошкольников с особыми образовательными потребностями при предъявлении инструкции к игре необходимо сочетать словесные и наглядные методы.

В процессе организованной образовательной деятельности обязательным элементом является включение 1-2 тематических динамических пауз (физкультминуток) с целью снятия эмоционального напряжения, восстановления умственной работоспособности, снятия мышечной утомлённости, расслабления, нормализации работы нервной системы, развития общей моторики, координации речи с движением.

В ходе проведения игровой деятельности воспитанникам даются элементарные знания самомассажа с использованием элементов конструктора «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Фонарики». Дети прокручивают детали в ладонях, стимулируя речевые и мыслительные зоны. Наряду с этим происходит разогрев мышц кистей рук, что положительно влияет на общую моторику и психоэмоциональное состояние воспитанников.

Элементы данных конструкторов также используются с целью формирования навыка определения предметов на ощупь. В ходе дидактической игры «Чудесный мешочек» дети в игровой форме выбирают детали конструктора из мешочка среди их множества (по размеру и форме) по словесному заданию педагога.

С целью снятия тревожности, развития мелкой моторики рук, повышения работоспособности, развития тактильной чувствительности используются адаптированные тексты пальчиковой гимнастики, сопровождающиеся речевыми рифмованными упражнениями.

Таким образом, детальный анализ и результаты работы по реализации Адаптированных дополнительных общеразвивающих программ в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что в процессе применения вышеуказанных технологий с доказанной эффективностью решается весь спектр образовательных, коррекционных и воспитательных задач.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Неделя открытий и экспериментов в ДОУ»Фотоотчёт «Неделя открытий и экспериментов в ДОУ» "Неделя открытий и экспериментов" фотоотчёт Ребенок-дошкольник по своей природе является исследователем, поэтому организация детского.

«Плюсы и минусы программы «Первые шаги» и основные её отличия от программы «От рождения до школы»» В 2019-2020 учебном году на базе нашего МДОУ № 49 В группе № 14 была создана пилотная площадка, которая является Федеральной пилотной площадкой.

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Фотоотчет «Лето — отдых и пора открытий», часть 2Фотоотчет «Лето — отдых и пора открытий», часть 2 Очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием. Тогда.

Кинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровьяКинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровья Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом во дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

МAAM. ru — сайт открытий и возможностей!МAAM. ru — сайт открытий и возможностей! Маам. ru – сайт открытий и возможностей! Уважаемые коллеги и гости моей странички - представляю вашему вниманию размышления о своих открытиях.

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Сценарий новогодней игровой программы «У нас в гостях Дед Мороз со Снегурочкой» для воспитанников детского дома Здравствуйте,дорогие гости моей странички!Приглашаю ознакомиться со сценарием новогодней игровой программы,которую провели в нашем детском.

Содержание воспитательной программы «Экономический практикум» для воспитанников 7 группы с ОВЗ Экономика и её роль в жизни человека и семьи. Труд и работа. Заработная плата как плата за работу. Заработная плата - источник существования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Реализация дополнительной программы «Мир открытий» для воспитанников с особыми образовательными потребностями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Стройкова Людмила на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Реализация дополнительной программы «Мир открытий» для воспитанников с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 20:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД