МААМ-картинки

Развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша»

Лариса Суслова
Развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у воспитанников растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой.

Публикация «Развивающие технологии „Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша“» размещена в разделах

Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду, поэтому я стараюсь занять детей сенсорными и дидактическими играми в непосредственно образовательной деятельности, а так же во всех режимных моментах.

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Блоки Дьенеша или логические блоки, представляют собой эталоны формы - геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. При работе с логическими блоками мы используем карточки, они позволяют развить у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий. Карточки свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно - схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению. В пособии «Логика и математика для дошкольников» Непомнящая Р. Л. и Носова Е. А представили 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками и цветными палочками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер и толщину.

После такого самостоятельного знакомства с логическими блоками можно перейти к играм и упражнениям.

Педагогическая - игровая технология палочки Кюизенера

«Палочки Х. Кюизенера» или «Цветные числа», «числа в цвете», "цветные палочки", "цветные числа", "цветные линеечки» – их называют поразному. Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и размером.

Палочки предлагаются детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений в игровой форме (альбом игра «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком»). Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее). Основные особенности этого дидактического материала это абстрактность, уверенность, высокая эффективность. Цветные палочки в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Эффективное применение палочек возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, например с логическими блоками. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, является одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развить у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. С помощью цветных палочек детей так же легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», организовать работу по усвоению таких понятий как (правее, левее, длиннее, короче, между, каждый) и др.

Работая с детьми, я обратила внимание, что у детей младшего дошкольного возраста возникают трудности составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного, Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине, умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

В среднем возрасте у детей возникают трудности с умением уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет, умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.

К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому игровые технологии «палочки Кюизенера» и «блоки Дьенеша» с их ориентацией на индивидуальный подход обретают все большее значение.

Особенностью данных технологий является также :

- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

- Принцип необходимости и достаточности;

- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Одним из таких способов для меня стала работа с палочками Кюизенера, способствующая формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Данный проект предназначен для реализации в деятельности воспитателей детских садов.

Мотивом к созданию проекта «Открываем мир цветных палочек» стала одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

В своем проекте я уделила особое внимание развивающей предметнопространственной среде, как в группе, так и на участке, подобрала кростики в соответствии с тематическим планированием, подобрала сказки для знакомства детей с палочками, так же дополнительно были приобретены схемы для работы с плоскостными фигурами, так как практическая отработка навыков - наиболее действенный способ усваивания необходимых знаний.

В ходе проекта осуществлялись:

-Опрос детей и родителей;

- НОД;

-Беседы;

-Дидактические игры;

-Знакомство с литературными произведениями;

-Просмотр мультфильмов; -Проведение открытого занятия на тему: «Домик для кошки»;

-Выставка детских аппликаций, сочинение или рассказывание сказок с сопровождением выстроенных фигур из цветных палочек.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Суслова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша»
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 00:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД