Папки-передвижки

Развивающее занятие социального педагога с учащимися начальной школы «Учусь общаться»

Наталья Скапко
Развивающее занятие социального педагога с учащимися начальной школы «Учусь общаться»

Пояснительная записка:

а) Занятие по развитию коммуникативной компетенции «Учусь общаться».

б) Современное качество образования определяет целостная система универсальных

знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности

обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Коммуникативная

компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она

представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно

разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы,

Публикация «Развивающее занятие социального педагога с учащимися начальной школы „Учусь общаться“» размещена в разделах

является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на

развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и

групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в

коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём

осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и

творческая самостоятельность обучающихся; ребята получают большее удовольствие от

занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений

между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт

одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие

возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки : такт,

ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.

в) Дополнительные материалы, представляющиеся вместе с разработкой

Технологическая карта занятия.

Методика: конспект мероприятия.

Ресурсы: презентация.

Список используемых информационных ресурсов (литература)

Конспект развивающего занятия

«Учусь общаться»

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 10–11 лет.

Количество участников: 10–15 человек.

Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди»,

работа в малых подгруппах.

Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных

отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

раскрыть понятие «общение», «агрессивное поведение»;

объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на

принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к

тебе»;

проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;

способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;

рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.

Оборудование и материалы: презентация, кроссворд, конверты с пословицами, притча

«Сказка про гвозди».

Ход занятия.

Здравствуйте ребята!

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться

общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в

общении. И я предлагаю вам в качестве приветствия следующее упражнение.

Упражнение «Твое имя»

Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к

предстоящему уроку.

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача

других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени

(Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся

впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс

установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в

совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

Обмен информацией;

Взаимодействие;

Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

Установление контакта;

Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями,

сообщениями;

Побуждение, стимулирование активности партнёра;

Координация действий;

Обмен эмоциями;

Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых,

деловых)

Упражнение «Копилка народной мудрости»

Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».

А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил

свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные

высказывания. Попробуйте их расшифровать.

броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в

засуху).

воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).

шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).

шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).

Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту.

Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.

Упражнение «Круг моего общения»

Цель: выявить круг общения подростков.

Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество

знакомых по возрасту

Возрастная категория

Количество человек

Сверстники

Старше меня на 1 – 3 года

Младше меня на 1-3 года

Маленькие дети

Взрослые

Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую-то роль (для учителя - вы ученик).

Упражнение «Я – это …» «Какой я?»

Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на

процесс общения.

Давайте напишем 10 предложений «Я – это…», дополнив их существительными,

характеризующими их. Затем 10 предложений «Какой Я?», в виде прилагательных, какой

я в общении (например, ученик - старательный)

Игра «Назови эмоцию»

Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.

Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то

злыми, то раздражительными? что на это влияет?

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость,

агрессия). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства,

помогающие общению (радость, веселье, сопереживание).

Упражнение «Музыка и чувства»

Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося

под воздействием различных факторов (например, музыки).

Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у

них вызвала.

Ребята, вот видите, у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и

эмоции. Это показывает, какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает поразному. С кем-то мы легко находим общий язык, а с кем-то нам тяжело общаться.

Дискуссия «Что может мешать общению»

Цель: дать учащимся представление о барьерах в общении.

А как вы думаете, какие действия могут помешать общению? (Прерывание, перебивание,

занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до

конца и т. д.)

Обучающимся предлагается рассмотреть схему:

Из этой схемы мы видим, что существуют различные барьеры в общении. Они связаны с

нашими знаниями, нашим предыдущим опытом, уровнем внимания в момент разговора

и нашей памятью – то есть способностью и желанием запоминать предлагаемую

информацию.

Упражнение «Спина к спине»

Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.

А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный

контакт, то, каким голосом человек разговаривает.

- Садитесь в пары лицом друг к другу (дается 2 мин на обсуждение просмотренного

фильма или прочтенной книги).

- Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему и общаются.

Затем происходит обмен впечатлениями.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его

отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего

гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился

сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало

уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать

гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом

своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он

может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни

одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвё л к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет

таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же

шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам

останется.

Обсуждение:

Ребята, какой был мальчик?

Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?

Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?

Почему он вытащил гвозди из столба?

Что сказал отец сыну?

В чем смысл фразы: «сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в

сердцах своих друзей»?

Что посоветовал отец?

Заключение. Подведение итогов.

Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово,

каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова

вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так,

чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры,

не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален.

Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты

хотел, чтобы они отнеслись к тебе».

Спасибо за урок! Спасибо за работу, всего доброго!

Литература:

1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/

С. В. Кривцова, Д. В. Рязанова, О. И. Еронова, Е. А. Пояркова; под ред. С. В. Кривцовой.

– М. : Генезис, 2012.

2. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный

словарь. – М. : “Сюита”, 1996.

3. Н. В. Клюева. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.

4. Т. Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для

младших школьников. – М. : 2004.

5. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец.

вузов. /Сост. В. Н. Морохин. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Высш. шк., 1986.

6. В. Петрова. Азбука нравственного воспитания //Воспитание школьников 4/2006, с.

Публикации по теме:

Беседа с учащимися начальной школы «Терроризм — угроза личности, обществу, государству»Беседа с учащимися начальной школы «Терроризм — угроза личности, обществу, государству» Цели: 1. Показать обучающимся на примерах событий в мире, что такое терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты.

Деловая игра, посвященная Дню матери с учащимися средней школыДеловая игра, посвященная Дню матери с учащимися средней школы 17 ноября была организована деловая игра "НЕслабый пол" с учащимися средней школы. Мероприятие посвящено приближающемуся празднику - Дню.

Фотоотчет об экскурсии на шоколадную фабрику с учащимися 8 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗФотоотчет об экскурсии на шоколадную фабрику с учащимися 8 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ Мы с ребятами очень любим ездить на экскурсии. Вот и недавно мы посетили одну малоизвестную шоколадную фабрику. Она существует не очень.

Фотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 видаФотоотчет об экскурсии в Центральный музей ВВС с учащимися 5 классов школы-интерната 4 вида .

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.

Коррекционно — развивающее занятие в подготовительной к школе группе «На пороге школы» Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребёнка. Обобщение и систематизация знаний о школе у старших дошкольников.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Развивающее занятие педагога-психолога в первой младшей группе на тему «Снегири»Развивающее занятие педагога-психолога в первой младшей группе на тему «Снегири» Цель: познакомить детей с одной из зимующих птиц – снегирем; познакомить с нетрадиционной техникой рисования – пластилинографией. Задачи:.

Занятие «Поговорим о маме» для неслышащих детей начальной школыЗанятие «Поговорим о маме» для неслышащих детей начальной школы Беседа о маме (презентация) Цель: Создать условия для формирования у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к матери. Создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающее занятие социального педагога с учащимися начальной школы «Учусь общаться»
Опубликовано: 12 февраля 2023 в 22:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД