Получи документы

Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Антонова Светлана Владимировна
Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР

Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

Публикация «Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР» размещена в разделах

Развивающая среда - это не обработка знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Организуя развивающую среду в старшем дошкольном возрасте для детей с общим недоразвитием речи, педагоги должны руководствоваться с возрастными и психологическими особенностями дошкольников. Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сенсетивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в компенсирующей группе нужно сделать акцент на развитие словаря, усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а педагог был «дирижёром», развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем. Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие педагога с детьми. Иной позиции требует её личностно-ориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. Необходимо создать в группах предметно-пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.

Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с ОНР при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В такой ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь. В старшем дошкольном возрасте происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает особо значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».

Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:

- Развитие познавательной активности детей с ОНР;

- Развитие общеинтеллектуальных умений.

Задача развивающего обучения - это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.

Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР создается в группах развивающая предметная среда, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения становится логосреда в речевой группе. Логосреда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Организация и работа стимулирует развитие ребёнка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность. Логосреда – это ключ к освоению рабочей лексической темы.

В подготовительной группе развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т. п. Делая акцент на развитие связной речи, педагог оснащает речевой центр более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин.

Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать

- чувство психологической защищё нности:

- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования);

- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»;

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию. Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, задача такова: через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания. Важным моментом, которым считается, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.

Большая часть, изучаемого детьми лексического материал, на занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря логосреде в блоке совместной деятельности педагога с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребёнка, т. к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель достигнутой. Логосреда стала системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в группах. А опыт включения коррекционно - развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении её эффективности.

Литература

1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ОНР. СПб. : Детство-Пресс, 2015.

2. Глушкова Г. Предметная среда действительно развивающая?/Г. Глушкова, С. Мусенко // Дошкольное воспитание. — 2008. - № 2. — С. 107-112.

3. Дыбина О. В. Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в детском саду, Москва, 2015.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Библиотека изображений:

Публикация Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Антонова Светлана Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развивающая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Опубликовано: 9 января 2024 в 23:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД