МААМ-картинки

Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Дарья Бурцева
Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В его процессе человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения. [/h3]

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия : зрительное, слуховое, осязательное (тактильное, вкусовое, обонятельное)

Публикация «Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте» размещена в разделах

Развитие восприятия не происходит само по себе. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию определенных объектов, учит их выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Одна из важных задач учителя начальных классов – научить детей видеть, слышать, воспринимать предметы и явления.

У маленького ребенка восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего школьного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Надо учить детей при рассматривании наглядных пособий осматривать их в определенном порядке, определенной последовательности, учить отделять главное, существенное от второстепенного. При этом учитель, конечно, должен знать, какой запас представлений имеется у учащихся. В случае неправильного восприятия учащимися учебного материала учителю необходимо выяснить, что именно из прежнего опыта школьника мешает правильному восприятию.

Восприятие маленького ребенка, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие младшего школьника обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринимать объект - значит прикасаться к нему, потрогать, манипулировать им. Необходимо учить детей при просмотре наглядных пособий рассматривать их в определенном порядке, определенной последовательности, учить их отделять главное, существенное от второстепенного. В то же время учитель, конечно, должен знать, каким запасом идей обладают ученики. В случае неправильного восприятия учащимися учебного материала учителю необходимо выяснить, что именно из предыдущего опыта учащегося мешает правильному восприятию.

Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.

Показывая детям какие-нибудь предметы для наблюдения, учитель спрашивает, на что они похожи. Установив сходство, необходимо добиваться, чтобы ученики смогли указать и на различия между предметами. Также важно как можно больше органов чувств включать в наблюдение, чтобы ученик посмотрел, послушал и, если надо, пощупал предмет. Постепенно необходимо переходить от описания воспринимаемого к его объяснению.

Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Существует множество полезных специальных игр, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты их сходства и различия. Однако лишь в процессе обучения младший школьник систематически приучается к наблюдению как целенаправленной и организованной деятельности.

Например, перед показом картины, следует провести с ними беседу, рассказать предысторию. Для того, чтобы они поняли, что должны увидеть на ней. Такая предварительная беседа поможет ученику, во-первых, сравнить то, что он представлял, с тем, что он увидел, во-вторых, при восприятии новых для него предметов и процессов обращать внимание не на мелочи и второстепенные, но яркие детали, а на главное, существенное.

Наблюдательность хорошо развивается и во время экскурсии на природу, на производство, в музей, картинную галерею и т. п. Все это воспитывает способность не только смотреть, но и всматриваться, не только слушать, но и вслушиваться.

Очень важно, чтобы дети в младшем школьном возрасте умели устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Такое умение наблюдается еще не всегда. В природе существует бесконечное разнообразие цветов, форм и звуков, и человечество только постепенно упорядочило их, сведя к сенсорным эталонам (это выработанные человечеством образцы основных разновидностей качеств и свойств предметов) — системам цветов, форм, звуков. Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с эталоном, то он может установить идентичность (мяч круглый, частичное сходство (яблоко круглое, но не настолько, как мяч) и несходство (шар и куб) предметов.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания : умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики. Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий младшие школьники анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

1. Игра «Развиваем глазомер»

Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.

2. Упражнение «От маленького к большому»

Раздают карточки с изображением обуви разных размеров, матрёшек, домиков и других предметов.

Задание: разложить предметы от самого маленького к большому.

3. Игра "Развиваем наблюдательность"

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т. п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

Список литературы

1. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М. : Просвещение. —352 с, ил. 1980

2. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник для средних педагогических учебных заведений заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан; – М. : «Академия»,1999. - 464 с.

3. https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_poznavatiel_nykh_protsiessov_uchas

4. https://infourok.ru/pamyatki-po-razvitiyu-poznavatelnih-processov-uchaschihsya-voprosi-vospitaniya-mladshego-shkolnika-1307385.html

5. https://studbooks.net/1602671/psihologiya/rekomendatsii_roditeley_pedagogov

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Интеллектуально-познавательная игра «Аквамозаика» по развитию зрительного восприятияИнтеллектуально-познавательная игра «Аквамозаика» по развитию зрительного восприятия Настольные игры – отличный способ с пользой провести время. Это не только развлечение для детей, а отличный способ с удовольствием провести.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Коррекционное занятие для развития зрительного восприятия Задачи: • упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения • развивать зрительное восприятие • закреплять умение.

Коррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зренияКоррекционное занятие на развитие зрительного восприятия «Строение растения» для детей 6 лет с нарушением зрения Цель: закрепление знаний о строении растений, развитие цветовосприятия. Задачи. - развивать зрительное восприятие; - развивать мелкую моторику;.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дарья Бурцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие зрительного восприятия в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 20:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД