Лучший педагог года

Развитие этнокультурного компонента у старших дошкольников посредством духово-нравственного воспитания

Наталья
Развитие этнокультурного компонента у старших дошкольников посредством духово-нравственного воспитания

Человека характеризует, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие.

Но как воспитать ребёнка духовно богатым, способным разбираться в окружающей действительности и выбрать нужные ориентиры для жизни, научить его любить не придуманную малую родину, такую, как она есть. Ведь любить и сохранять, и приумножать можно только, то что чувствуешь, приемлешь, знаешь и понимаешь.

Публикация «Развитие этнокультурного компонента у старших дошкольников посредством духово-нравственного воспитания» размещена в разделах

Поэтому всестороннее развитие личности ребёнка не получится без приобщения его к многовековой истории и культуре нашей великой страны. Это наша страна – Россия и мы должны сделать так, чтобы было, что передать в наследство следующему поколению, сохранить самобытность и культуру народа.

В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для целостного развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного этнокультурных ценностях родного белгородского края.

Работа в данном направлении должна основываться на своевременном подходе к воспитанию, единству воздействия на все стороны личности ребё нка: интеллектуальную, эмоциональную, волевую и действенно-практическую; охватывать весь педагогический процесс: специально организованные тематические занятия, праздники развлечения экскурсии, целевые прогулки, игры, свободная деятельность.

Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в нашем детском саду последовательно выполнялись несколько принципиальных условий таких как:

Непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков и которые могут естественно войти в нашу жизнь);

• Продвижение от опыта к знанию (мы в малой степени объясняем детям, как раньше колядовали, но на практике они с удовольствием участвуют в народных развлечениях и тем самым приобретают ценный этнокультурный опыт);

• Использование народного опыта непосредственной в жизни детей (на занятиях знакомим детей с лекарственными травами, учим их различать по строению, запаху и внешнему виду. Рассказываем детям, как в старину эти растения помогали людям излечиться от разных болезней);

• Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями.

Для реализации данного направления необходимо использовать интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре родного края и страны в целом во все виды детской деятельности на основе многоаспектного подхода:

• Доступность знаний, их достоверность, научность;

• Соответствие сложности материала возрасту детей;

• Культурологический и экологический подход;

• Краеведческий опыт.

Важно сформировать у старших дошкольников представление о том, что в мире всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга они просто перестанут существовать. Поэтому главным условием успешной реализации интегрированного подхода является создание в группе предметно-пространственной среды, в которой отражаются и демонстрируются отношения к родной природе, к своему народу, культурным и православным традициям.

Но не только на занятиях дети получают знания об истории и культуре страны, богатейший материал дают наблюдения на прогулках и в повседневной жизни вне детского сада. Экскурсии пополняют знания детей помогают увидеть красоту родной природы, дети приобретаю навыки культуры поведения в природной среде, знакомятся с растениями и животными данной местности.

Воспитательная – образовательная работа по формированию у дошкольников знаний об истории и культуре дают положительные результаты. Выпускники детского сада, отличаются большим запасом знаний об истории белгородского края и России в целом, знают культурные традиции русского народа подвиги героев, знакомы с поэтическими и прозаическими патриотическими произведениями, пропитаны любовью к природе и родине, они отличаются добротой, отзывчивостью состраданием и всесторонним кругозором.

Практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в нашем дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребёнка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.

Литература:

1. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1997.

2. Петровская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М. : Просвещение, 1987.

Публикации по теме:

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие этнокультурного компонента у старших дошкольников посредством духово-нравственного воспитания
Опубликовано: 22 апреля 2023 в 23:13
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД