Получи документы

Развитие внимания у школьников

Елизавета Малеванец
Развитие внимания у школьников

Л. С. Витотский проследил генезис высших механизмов внимания, предложив для этого экспериментально-генетический метод. Он предполагает создание ситуации, когда ребенок встает перед необходимостью овладеть своим вниманием с помощью внешних стимулов-средств. Осуществлением этой задачи занимался А. М. Леонтьев, который разработал функциональную методику двойной стимуляции для исследования опосредованных процессов внимания (игра в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запрещением "да-нет не говорите, белое-черное не покупайте").

Публикация «Развитие внимания у школьников» размещена в разделах

Л. С. Выготский считал, что культурное развитие внимания начинается в раннем возрасте. Это развитие имеет социальный характер. Ребенок во время врастания в социальную среду, в процессе приспособления к этой среде развивает и формирует произвольное внимание. Истоки этого внимания находятся вне личности ребенка. Само собой органическое, или натуральное, внимание никогда бы не привело к возникновению произвольного внимания. Она формируется благодаря тому, что люди вокруг ребенка с помощью определенных стимулов и средств направляют ее внимание, управляют ею, то есть дают ребенку в руки те средства, на основании которых он в дальнейшем овладевает своим вниманием по такому же типу.

А. Н. Леонтьев, развивая идеи Л. С. Выготского, писал, что развитие внешнего опосредованного внимания идет быстрее, чем развитие его в целом, а тем более - "натурального" внимания. В школьном возрасте наступает перелом в развитии внимания. Внешнее опосредованное внимание постепенно становится внутренним опосредованным.

Соотношение между произвольным и непроизвольным вниманием меняется в пользу произвольного, начиная с дошкольного возраста. Максимального развития произвольное внимание достигает в школьном возрасте, а впоследствии указанное соотношение выявляет тенденцию к уравниванию. Эта тенденция связана с тем, что в процессе своего развития система действий из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Общая последовательность культурного развития внимания, согласно взглядам Л. С. Выготского, заключается в том, что развитие внимания ребенка после его рождения попадает в сложную ситуацию двойной стимуляции. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают к себе внимание своими свойствами, а с другой - внимание ребенка направляют соответствующие стимулы-указания взрослых, какими являются слова. Постепенно ребенок сам начинает пользоваться словом и звуком как средством-инструкцией, то есть обращать внимание взрослых на интересующий его объект.

С приходом ребенка в школу произвольное внимание прогрессирует. Формирование навыков учебной деятельности происходит под влиянием выявления школьником регулятивной функции внимания. Из-за несовершенства тормозных механизмов, являющихся основой осуществления регулятивной функции внимания, далеко не все младшие школьники обладают своим вниманием. Вследствие повышенной возбудимости им не удается проявлять устойчивость произвольного внимания. В этом плане увеличиваются возможности школьников 9-10 лет.

Одной из особенностей произвольного внимания младших школьников является низкий уровень ее избирательности, дифференцированности. Так, прилежный младший школьник пытается охватить все объяснение учителя, не различая в нем существенное и второстепенное. Ученики младших классов почти на одном уровне фиксируют и основное, и второстепенное.

Совершенствование механизмов внимания детерминирует развитие ее свойств : устойчивости, концентрации, переключения, распределения и объема. Если у младших школьников есть интерес к объекту или предмету, степень сосредоточенности внимания на нем может быть высокой. Но продолжительность сосредоточенного состояния у учащихся невелика.

Обучение создает условия для формирования у школьников навыков переключения и распределения внимания. Ученики третьего класса уже умеют распределить внимание на содержание задачи, на свою осанку во время письма и на объяснения учителя. На фоне возрастных тенденций развития внимания у младших школьников выявляются индивидуальные различия. Они касаются продуктивности внимания в зависимости от ведущей роли определенного выдутая свойств внимания, от динамики обнаружения их в течение дня, пиков активности внимания в этом промежутке времени.

У подростков увеличивается степень избирательности произвольного внимания, концентрации внимания на более существенных моментах учебного материала.

В целом развитие произвольного внимания и формирование навыков учебной деятельности происходят во взаимосвязи и во взаимовлиянии, а потому в подростковом и старшем школьном возрасте активно развиваются все свойства внимания : повышается ее устойчивость, растет объем, улучшается способность к распределению и переключению.

Правильное построение учебного процесса способствует выработке не только навыков направления своего внимания на достижение цели, но и привычки аккуратно и добросовестно выполнять задания. Внешняя регуляция внимания школьников, систематический контроль старших порождают у учащихся способность к саморегуляции и самоконтролю, что является одновременно и моментом личностного само созидание.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Игры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, вниманияИгры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, внимания Игры с помпонами, пинцетом по схемам на развитие мелкой моторики, цветовосприятия, внимания Еще в прошлом году для годовалых деток выписывала.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Проект «Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе «Учимся быть внимательными»Проект «Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе «Учимся быть внимательными» «Внимание, есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» К. Д. Ушинский Проект.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие внимания у школьников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елизавета Малеванец на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие внимания у школьников
Опубликовано: 28 августа 2020 в 12:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД