Получи документы

Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Богданова
Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста»

Все мы родом из детства.». Эти прекрасные слова Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни.

Эти слова могли бы быть своего рода эпиграфом к работе воспитателя, который стремится понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути.

Давайте подробно остановимся на отношении к творчеству, когда речь заходит о наших детях, которые без конца что-то выдумывают, фантазируют, экспериментируют с самыми неподходящими вещами.

Хотим ли мы, чтобы у нас росли «неудобные» творческие дети, и какими бы хотели видеть педагоги и родители своих воспитанников.

Публикация «Консультация „Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Так как же формируется творческая личность в дошкольном детстве и где находятся истоки наших взрослых находок и потерь.

Большинство педагогов и психологов дошкольного образования, авторов научных трудов в этой области едины в одном: развитие творческой личности человека обнаруживается в раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка.

Действительность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Каждый период детского развитая творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее.

Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принимается часто за свободу и богатство детского воображения.

Воображение ребенка не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Вот почему продукты настоящего воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Воображение часто называют фантазией. Воображение - это присущая только челочку, возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение детей старшего дошкольного возраста позволяет им воспринимать, как реальные, самые фантастические сказочные образы и ситуации и воплощать фантазии в творческом процессе на занятиях по изобразительной деятельности. Итак, детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носят творческий характер.

Важнейшие условия проявления творчества в художественной деятельности -это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащения его яркими впечатлениями, обеспечения эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единые позиции педагогов в понимании перспектив развития ребёнка, и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

В программах развития и воспитания детей в детском саду в разделе «художественная деятельность» представлены следующие виды: рисование, лепка, аппликация, конструирование из геометрических форм, конструирование из бумага природного материала.

Основная задача программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Однако в процессе работы с детьми программа ориентирована в основном на обучение детей различным способом изобразительной деятельности.

Ведущие педагоги, авторы многих трудов по конструированию, аппликации, рисованию, опираясь на многолетний опыт, считают, что в процессе обучения детей художественной деятельности с освоением технических навыков должны формироваться самостоятельность мышления, инициатива, развиваться воображение художественный вкус.

Художественный ручной труд - это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и вещи. С одной стороны эта трудовая деятельность ребёнка по своей сути близка к производительному труду взрослых, в котором создаются материальные ценности.

Перспектива не только созерцать созданные взрослым, но и создавать самому предметы, игрушки, вещи очень привлекательна для ребёнка. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т. п., их можно использовать в игре, спектакле, инсценировке.

Вначале ребёнок осваивает некоторые ручные и орудийные действия с материалом, затем идёт овладение определёнными трудовыми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат. И, наконец, дошкольник овладевает ручной деятельностью в совокупности множества трудовых процессов. И здесь, на этом этапе возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольника. Художественный ручной труд- средство развития личности.

Поэтому основная цель моей работы направлена на формирование творческой личности через самостоятельность мышления, развитие творческого воображения, фантазии и художественного вкуса. Отсюда вытекают следующие задачи:

1. Формировать у детей способность чувствовать и понимать, воспринимать содержание и средства выразительности в предметах народно-прикладного искусства («лоскутная техника», вышивание, плетение, аппликация, развивать эстетические чувства, эмоциональный отклик на воздействие художественно выполненных изделий.

2. Воспитывать у дошкольников готовность участвовать в художественном ручном труде, способность осуществлять свои замыслы, используя различные выразительные средства: цвет и его сочетания, ритм, форму, материал, композицию.

3. Воспитывать у детей желание делать своими руками полезные, имеющие художественные достоинства вещи, игрушки.

4. Формировать знания о свойствах материалов и специальные трудовые умения, необходимые в работе с различными материалами, способность к «переносу» умений, усвоенных на одном материале, на другой.

5. Формировать обобщённые способы работы с различными материалами.

Организация работы включает в себя три основных направления: 1. Работа с детьми;

2. Работа с родителями;

3. Работа с воспитателями.

Основная форма работы с детьми - занятия. Занятия проводятся в группах фронтально и по подгруппам. Методы обучения на занятиях различны в зависимости от формы проведения. Занятия проводятся по принципу: от простого к сложному в 4 этапа.

На первом этапе дети знакомятся с новым способом работы.

На втором этапе дети закрепляют новый способ, перенося его в другие условия.

На третьем этапе дети, опираясь на полученные знания на предыдущих занятиях, сами придумывают различные образы.

Четвертый этап - самостоятельная деятельность ребёнка. На этом этапе ребёнок закрепляет трудовые умения : ставит перед собой задачу, отбирает материал и средства для её реализации, планирует ход работы, контролирует и оценивает результаты. На этом этапе дети формируют творческое воображение и фантазию.

Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию. Она может осуществляться в свободное от занятий время и возникать как игра по инициативе ребёнка. Ребёнок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы. Ребёнок самостоятельно ставит цель, находит средства её достижения, выполняет работу и получает результат.

При создании благоприятных условий к семи годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изодеятельности. Поэтому ей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика руководства самостоятельной деятельностью такова:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий.

2. Ознакомление детей с окружающим миром. Формирование ярких впечатлений от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников и развлечений.

3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.

В каждой группе старшего дошкольного возраста оформлены уголки творчества, где представлены: различные материалы, поделки, изготовленные различными способами, карты-схемы, произведения искусств.

Работа воспитателями проводится по нескольким направлениям: консультации, практические занятия, помощь в оформлении групповых помещений и уголков индивидуального творчества, организация общих и групповых выставок.

Цель проведения консультации - знакомство с новой методической литературой по ручному труду, обучение новым технологиям на практических занятиях.

Огромное значение в развитии творческой личности ребёнка на занятиях по ручному труду отводится работе с родителями.

Родители не должны являться пассивными созерцателями результатов детского труда. Они должны быть активными соучастниками творческого процесса ребёнка. Для этого в группах есть уголки для родителей, где размещается информация с целью знакомства с детской деятельностью на занятиях по ручному труду : альбомы с работами детей, раскладушки с разными способами работы с различными материалами. Каждый месяц проводятся совместные занятия детей и родителей на которых ребёнок выступает в роли обучающего. Цель таких занятий - вызвать интерес у родителей к творческой деятельности ребёнка и желание продолжать развивать, поддерживать этот интерес дома.

Выставки совместных работ детей и родителей, которые организуются в группах и в ДОУ, и есть результат заинтересованности родителей в жизни ребенка отдельно и детского сада в целом. Ребёнок видит, что его труд интересен взрослому, чувствует его поддержку и желание сделать что-то новое своими руками у него возрастает. Несколько раз в году проводятся общие выставки в ДОУ. Темы различны, согласно годовому плану. На выставках представлены работы детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ. Кроме того, организуются персональные выставки, где представлены работы одного автора. Авторами могут быть все желающие: дети, педагоги, родители, сотрудники.

Над темой «развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду» я планирую продолжить работу и дальше. В перспективе планирую совмещение других видов деятельности детей с ручным трудом : рисование, лепка, развитие речи, музыка.

Публикации по теме:

Конспект занятия по конструированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста «Весенний букет» «Весенний букет» Цель: 1) научить детей делать цветок (розу) из салфеток, путём их скручивания; 2) продолжать учить детей создавать красивые.

План — конспект НОД по ручному труду — совместная деятельность с детьми старшего возраста — открытый показ на РМО Тема: «Очень вкусный бутерброд» Задачи: расширять знания детей о роли труда в жизни человека на основе потребности к пище; формировать умение.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет в процессе приобщения к ручному труду» Актуальность проекта очевидна, тем, что проблема повышения эффективности педагогической работы по развитию мелкой моторики детей 3–4 лет.

Развитие творческого воображения дошкольника «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической.

Развитие творческого воображения у детей. Метод коллективной творческой деятельности. Средняя группа (часть первая) Для развития творческого воображения у детей я в своей работе использую метод коллективной творческой деятельности на базе материала преподавателя,.

Развитие творческого воображения у детей. Метод коллективной творческой деятельности. Средняя группа. Часть 2. Продолжение. Начало статьи в 1-й части. Вот одна из сказок, сочинённая детьми средней группы (естественно, в обработке воспитателя) Конечно,.

Развитие творческого воображения у детей с ЗПР с помощью нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческого воображения у детей с ЗПР с помощью нетрадиционных техник рисования Воображение и фантазия-это важнейшая сторона жизни каждого ребенка,но их необходимо постоянно развивать. Воображение возникает и развивается.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста Год от года растет число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения,.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Развитие творческого воображения» Цель: Познакомить детей с игрой «Хорошо - плохо», способствовать осознанию ими объективного существования мира. Формировать умение логически.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Богданова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 октября 2015 в 11:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД