Папки-передвижки

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Яна Абрамова
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить свое место в меняющейся социальной ситуации, направляя эти изменения в удобное для себя русло. Исследование условий развития творческого потенциала человека на различных этапах онтогенеза становится актуальной задачей различных отраслей научного знания [3]. Творческий потенциал и наличие возможностей его реализации во многом опосредуют успешность деятельности человека, от них также зависит разумность поведения и взаимоотношения с окружающими.

Публикация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Идеи целенаправленного развития творческой личности выдвигались многими учеными (В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, И. Я. Лернер, B.C. Шубинский).

В настоящее время достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.); созданы теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, его диагностики и развития в школьном возрасте (Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, O.K. Тихомиров, Э. Д. Телегина, Н. Б. Шумакова, Е. И. Щебланова, Е. Л. Яковлева и др.) и в дошкольном детстве (Е. С. Белова, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева и др.) [4].

Однако, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в области психологии потенциальных возможностей и ресурсов человека, проблема развития творческого потенциала и его реализации в различных условиях требует дальнейшего изучения.

Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом - это и означает развитие творческого потенциала.

Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым - развитию его творческого потенциала.

В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств его развития приобретает особую актуальность.

В процессе развития творческого потенциала в условиях ДОО, мы ставим перед собой следующие задачи:

• Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, реализации творческого потенциала посредством освоения способов познания и регуляции собственного состояния.

• Способствовать развитию у дошкольников целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

• Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса диагностики, развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

• Внедрить алгоритм организации преемственности развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс в условиях принятия педагогами и воспитателями возрастных групп общих целей, использования единых инструментариев [5].

Рассмотрим подробнее деятельность МБДОУ №155 г. Кемерово по направлению развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Основное внимание педагогического коллектива и сотрудников МБДОУ №155 направлено на выполнение приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, реализации государственной политики в сфере дошкольного образования с учетом региональной специфики и запросов населения на образовательные услуги [2].

Дошкольная образовательная организация является сложной организационной системой, поскольку осуществляет широкую образовательную функцию (физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие, а также равнозначные функции ухода и оздоровления (обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности ребенка) и социальную функцию (содействие семье в воспитании ребенка).

В ДОО созданы программы индивидуального развития детей. Составление индивидуальных программ развития детей осуществляется путем анализа результатов диагностики уровня физического, психического развития детей и продвижения детей в освоении программы. Педагогическая диагностика осуществляется посредством диагностических заданий. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня овладения основными знаниями и умениями, необходимыми детям при прохождении материала по каждому разделу. Общий уровень освоения программного материала в мае 2017 года определен в количестве 83% [1].

Анализ полученных результатов позволяет педагогическому коллективу выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Проведение и использование в практике результатов диагностики дает возможности педагогам работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности и различным видам развивающих занятий.

В качестве примера можно отметить, что для развития познавательной деятельности, творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста используем следующие виды работ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, начиная со 2-ой младшей группы, дети не только слушают произведения, но и составляют свои рассказы с опорой на заместители, которые могут придумать сами или по рекомендации педагога.

Прочитав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней вместе с детьми, взрослый может раздать атрибуты, соответствующие персонажам, и разыграть сказку. Ребенок должен постараться передать характер героя, его отношение к другим. По окончании игры-драматизации педагог предлагает детям оценить игру актеров.

Еще несколько вариантов заданий: можно прочитать детям сказку, опустив при этом окончание и попросить их додумать его самим; предложить выбрать подходящую к данному произведению схему из предложенных вариантов и составить пересказ с опорой на схему; найти сходства между заместителями и героями.

В 4 года задания усложняются - дети вполне могут нарисовать героев и средствами цвета передать свое отношение к ним и к произведению в целом (лиса – рыжая, Баба Яга – черная) [2].

Проявление и развитие творческих способностей мы можем наблюдать и на занятиях по конструированию:

1) Ребенок строит под впечатлением от прослушивания музыкальных произведений, выбор деталей для постройки осуществляет самостоятельно.

2) Конструирование по сказке: после выполнения постройки ребенок рассказывает, какой эпизод сказки ему удалось отобразить.

3) Конструирование по готовой схеме или образцу постройки.

4) Конструирование в микрогруппах: дети учатся сотрудничать друг с другом и действовать согласно собственному замыслу, учитывая пожелания каждого участника группы.

На занятиях по рисованию детям предлагаются для работы различные средства: кисти, ватные палочки, поролон, цветные и простые карандаши и др. Используя тот или иной цвет в своей работе, ребенок может выражать свое настроение. Занятия аппликацией также способствуют развитию творческих способностей. Для работы детям предлагается различный материал (бумага, сухие листья, семена растений, фетр и др., ребята могут работать по собственному замыслу, для декорирования работ предлагаем дополнительные элементы.

На занятиях по лепке для развития детского творчества предлагаем следующее: лепка по собственному замыслу; лепка на форме (футляры от «Киндер-сюрпризов»); предлагаем различный материал (глина, пластилин, тесто); используем технику «пластилинография»; а также лепим на улице (зимой – из снега, летом – из песка).

Также в возрастных группах организованы Уголки творчества, где ребенок сам выбирает, с каким материалом он хочет поработать, чтобы воплотить задуманное. В каждой группе есть Уголки экспериментирования, в которых дети в свободное время и на занятиях с воспитателем могут совершать маленькие открытия, делать свои выводы.

Раздел «Сенсорное воспитание» содержит ряд занятий творческого характера ( аппликации: «Салфеточки для фигурок-человечков», «Башня», «Елочка», «Кроватки», «Радуга», «Орнамент»; экспериментирование «Окраска воды»; рисование «Три воздушных шарика», «Пирамидка», игра «Магазин» и т. д.).

Обеспечение качества образования в ДОО способствуют не только реализация основного содержания, направленное на обеспечение стандарта дошкольного образования, но и дополнительное образование [6]. Дополнительное образование в ДОО направлено на обеспечение регионального компонента, а также реализацию интересов воспитанников (изостудия «Радуга», вокальная студия «Колокольчики», студия «Маленькие звездочки»). Большинство родителей положительно оценивают качество дополнительных образовательных услуг в ДОО.

Стабильность функционирования подтверждается продуктами деятельности воспитанников. Ежегодно воспитанники ДОО становятся участниками и победителями различных соревнований и конкурсов, фестивалей районного, городского, всероссийского уровней.

В заключение стоит отметить, что педагоги ДОО творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя свои усилия на наиболее полную реализацию намеченных задач, на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего развитие ребенка. Почти все объективно оценивают свою деятельность, учатся находить творческие приемы в работе коллег и адаптируют их опыт, преобразуют предметно-развивающую образовательную среду групп, осваивают инновационные педагогические технологии, стремятся к созданию в ДОО единого пространства общения детей, родителей и педагогов.

Литература:

1. Морозова И. С. Дошкольное детство : становление личности [Текст] /И. С. Морозова //Возрастно - психологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников : сборник научных статей /Под ред. И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. – Кемерово, 2013. – 220 с. – С. 38-47

2. Морозова И. С., Григорьева О. Ф. Программа развития интеллектуальных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации [Текст] : учебно-методическое пособие /И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева // Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с различным уровнем проявления одаренности в условиях учреждения ДО. Учебно-методический комплект: в четырех частях – Часть 3. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 67 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]/В. С. Мухина. –М., 1997.– 117с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Питер, 2003.

5. Скоролупова, О. А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : организация внедрения в ДОО / О. А. Скоролупова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. - № 3. – С. 6-20.

6. https://www.mon.gov.ru

Публикации по теме:

Мастер-класс «LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс ТЕМА: LEGO конструирование, как средство развития творческого потенциала детей старшего возраста «Конструирование – «продуктивный.

Организация диагностики готовности к школе в условиях сельской дошкольной образовательной организации Авторы: Ефремова Татьяна Викторовна Сальникова Евгения Юрьевна В условиях сельской дошкольной образовательной организации организация диагностики.

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС На современном этапе, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, произошло смещение.

Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством современных техник декоративно-прикладного творчества 1 слайд Развитие творческой личности ребёнка – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. Эффективным средством для достижения этой.

Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться.

Развитие творческого потенциала на занятиях по логоритмике в условиях ДОУРазвитие творческого потенциала на занятиях по логоритмике в условиях ДОУ Автор: Пономарь Оксана Валерьевна, логопед ГУ ЛНР «ЛДОУ ясли-сад КВ № 121» Описание: данная статья будет полезна логопедам, воспитателям.

Развитие творческого потенциала педагога дошкольной образовательной организации в системе повышения квалификации Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны вносят определенные изменения в российскую систему дошкольного образования.

Сопровождение ребенка-инвалида с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации Н. М. Дельцова учитель - логопед МБДОУ «Д/с «Оленёнок» Сопровождение ребенка –инвалида с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной.

Создание семейного клуба для участников инофонов в условиях дошкольной образовательной организации В условиях активизации миграционных процессов в России важной их составляющей является социальная адаптация детей мигрантов в стране приема.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях Взаимодействие детского сада и семьи является совершенно необходимым условием для осуществления эффективного воспитательного процесса. Когда.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Яна Абрамова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 24 января 2019 в 11:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД