Папки-передвижки

Развитие творческого мышления и воображения посредством нетрадиционных техник рисования

Ольга Иванова
Развитие творческого мышления и воображения посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие творческого мышления и воображения через нетрадиционные техники рисования.

Иванова О. Н. учитель изобразительного искусства,

педагог-психолог

МОУ СОШ №6 г. о. Стрежевой

Публикация «Развитие творческого мышления и воображения посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

В психической жизни младшего школьника весомую роль играет воображение. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, выстраивать целостный образ какого-либо события или явления. Воображение в младшем школьном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривают его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В связи с этим, воображение ребенка значительно богаче воображения взрослого человека. Дети фантазируют по самым различным поводам: они придумывают ситуации, сочиняют фантастические сюжеты, разговаривают с вещами. Впрочем, эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в собственной реальной жизни. В общих чертах воображение можно определить, как способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. работы, дающей в итоге уникальные и ценные продукты.

Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л. С. Выготского. Он писал: «обучить творческому акту нельзя, но это не означает, что нельзя педагогу помгать его образованию и проявлению». Л. С. Выготский отмечал, что самый первый, доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда – это изобразительная деятельность. Профессиональное и тактичное руководство изобразительной деятельностью поможет развить способности ребенка. Психологи и педагоги сходятся во мнении, что изобразительное творчество – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок создает объект или идею нового, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Дети, как правило, изображают не определенный образ, а обобщенное знание о нём, отражая и упорядочивая собственные знания о мире, осознавая себя в нём, обозначая индивидуальные черты символическими признаками. Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью». Ввиду того, что для развития творческого воображения детей часто традиционных подходов в изобразительной деятельности часто бывает недостаточно, в последнее время появились новые программы и технологии, которые дают возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, продуктивным, увлекательным. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир. Одно из наиболее важных условий успешного развития творческого воображения – множество вариантов работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и многообразные материалы гарантируют непосредственность детского восприятия и деятельности.

Важно, чтобы каждый раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети имели возможность использовать усвоенные ранее знания и умения, находили новые пути решения творческой задачи. Именно это вызывает у ребенка положительные чувства и эмоции, радостное удивление, желание трудиться. Однако, как считает Т. С. Комарова, внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипа, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу, потому что оно так растет, а домик вот так…» и т. п. Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги могут быть различной формы: квадрата (платочек, коробочка, круга (тарелочка, блюдце, салфеточка). Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также воздействует на выразительность рисунка, и дает детям возможность выбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не дожидаться готового решения.

Для разнообразия занятий можно менять расположение детей: дети могут рисовать сидя за отдельным столом (мольбертом, сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т. п. Также можно менять виды занятий: сказки, занятия-путешествия, игровые занятия, посиделки, мастерские, игровые занятия-выставки и т. п. Для развития творческого воображения на уроках следует применять разные техники рисования.

Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, способов рисования, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. traditio – привычный) в педагогической практике образовательных организаций.

Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, способствуют осмысленной, в конечном счёте, одухотворённой моторике. Одухотворённые орудийные действия ребёнка считаются основным механизмом поиска, воплощения и передачи смысла через образ, а значит – и способом построения и реализации замысла рисунка, а для того чтобы замысел осуществить, нужно многообразие техник, материалов. Использование нетрадиционных техник рисования также способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Детей учат работать не только красками, карандашами, но и свечой, подкрашенной мыльной пеной, демонстрируя, как применить для рисования клей и т. д. Дети учатся рисовать ладошкой, кулачком, пальцами, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На уроках, где используются нетрадиционные техники рисования, учащимся предоставляется возможность провести эксперимент – смешивать краску с мыльной пеной, клеем; на изображение, созданное цветными мелками, наносить гуашь или акварель. Всё необычайное и новое привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У дошкольников развивается вкус к познанию, исследованию, эксперименту. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым обогащается и активизируется их словарный запас. Для нетрадиционного рисования в школе и дома можно предложить всевозможные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. Ребенок должен иметь возможность выбора материала, что способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.

Нетрадиционные техники рисования ориентированы на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, интереса, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.

На сегодняшний день существует множество техник нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческого воображения:

1. Кляксография.

2. Раздельный мазок.

3. Монотипия.

4. Набрызг с помощью трафаретов.

5. Рисование на мокрой бумаге.

6. Рисование на мятой бумаге.

7. Раздувание капель.

8. Рисование свечой

9. Ниткография и др.

Итак, овладев разными нетрадиционными способами рисования, дети могут проявить творческий подход в самостоятельной продуктивной деятельности. Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, можно придерживаться следующих правил: - предоставление детям свободы выбора места, вида, содержания, предметов и технологий; - уважение к детям и результатам их творчества; - индивидуальная своевременная поддержка и помощь; - создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности; - организация выставки детских, приглашение на выставку родителей.

Современные техники изобразительной деятельности развивают у детей творческое воображение, фантазию, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, внимание и уверенность в себе. В творческой деятельности ребёнка мы выделяем три основных этапа, каждый из которых требует применения определенных методов и приемов руководства со стороны взрослого:

1. Появление и оформление замысла.

2. Процесс создания художественного образа.

3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.

При подготовке занятий с использованием нетрадиционных техник рисования необходимо побуждать детей к деятельности при помощи разных приемов: - игра, - соревнование,- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; - музыкальное сопровождение.

Главным условием развития творческого воображения на занятии является овладение ребенком графическими навыками. Плохое владение инструментом, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими и другие затруднения могут спровоцировать отказ от рисования. Поэтому одна из задач, стоящих перед педагогом – помочь ребёнку овладеть техникой рисования. Чем разнообразнее будут условия, в которых проходит изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные возможности. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Консультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОСКонсультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС … Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне… Эта детская.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творческого мышления и воображения посредством нетрадиционных техник рисования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творческого мышления и воображения посредством нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 12:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД