МААМ-картинки

Развитие творческих способностей дошкольников посредством выполнение аппликации из нетрадиционных материалов

Маргарита Зверева
Развитие творческих способностей дошкольников посредством выполнение аппликации из нетрадиционных материалов

Дошкольное детство - возрастной этап, определяющий дальнейшее развитие человека. Это период становления личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, формирования основ индивидуальности[1]. Творческая деятельность дошкольников является неотъемлемой частью их обучения и воспитания. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому воспитатель своим руководством должен создать возможность каждому ребёнку активно и самостоятельно проявлять себя, чтобы испытывать радость творческого создания. Опыт отечественных и зарубежных педагогов свидетельствует, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка. Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, позволяет нам выделить одну из проблем современного

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством выполнение аппликации из нетрадиционных материалов» размещена в разделах

образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Нами было выделено, что особое внимание уделяется традиционным видам художественной деятельности, а это не предполагает использование необычных материалов и технологий.

Одним из наиболее близких и естественных видов деятельности для ребенка дошкольного возраста является изобразительная деятельность, в том числе аппликация. Выполнение аппликаций помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Но, к сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно таких крупа, бумажные салфетки, нитки, поролон. А ведь именно из таких материалов можно создать много интересных изделий и поделок.

Техника работы с нетрадиционными материалами дает возможность творческого созидания, развитие мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, стимулирует желание творить. Выполнение работы с использованием нетрадиционных материалов является наиболее интересной и доступной. Ведь сам вид материала, простота работы с ним стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками [2].

Для того, чтобы решить данную проблему на практике, первым этапом работы стал выбор направлений, средств, приёмов и методов. За основу развития творческих способностей дошкольников было решено взять такой вид изобразительной деятельности как аппликация. Форма работы – игры с использованием нетрадиционных материалов.

Цель: развитие творческих способности детей дошкольного возраста посредством выполнения аппликации из нетрадиционных материалов.

Творческие способности – это комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

- умение наблюдать;

- умение познавать новое;

- живость ума;

- умение в привычных вещах, явлениях находить необычное;

- стремление к открытиям;

- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

- свободное воображение;

- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Для достижения поставленной цели были выбраны следующие нетрадиционные техники аппликации [4] :

1. Аппликации из песка или соли. Работать с песком нравится детям любого возраста. Если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие. Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

2. Аппликация из салфеток. Для начала нужно дать ребёнку порвать салфетки на мелкие кусочки. После этого показать, как скатать из бумаги маленькие шарики. Затем нужно нарисовать фигуру для аппликации, промазать её клеем и методично наклеивать на неё катышки из салфеток.

3. Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Кроме того, аппликации из круп подарят ребёнку массу приятных тактильных ощущений. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно промазать клеем ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.

4. С помощью аппликаций из ваты или ватных дисков и ватных палочек можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты – облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.

5. Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Фон для аппликации должен быть плотнее, чем бумага, из которой она будет выполняться. Либо плотный лист бумаги (например бумага для акварели, либо картон. На него наносится рисунок после чего дети из цветных кусочков в виде мозаики выкладывают рисунок как бы закрашивая его.

6. Аппликация из ниток способствует развитию мелкой моторики ребенка, воображения, памяти, фантазии, интереса и помогает познакомиться с окружающим миром. Кроме того, аппликация из ниток делает зверей и птиц мягкими и пушистыми, что очень нравится детям.

7. Мозаика – это еще один очень увлекательный способ создания творческих работ. Выполняется двумя способами : из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.

8. Аппликация из макарон. Работа с применением макаронных изделий способствуют развитию сенсомоторики (согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий).

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах:

1. Всестороннее развитие личности ребёнка - приоритетное внимание должно быть уделено игре и художественному слову в процессе художественного творчества.

2. Связь обучения с жизнью - творчество должно опираться на впечатления, полученные ребёнком от действительности.

3. Принцип наглядности - необходимо осознанное восприятие действительности и наблюдения за ней.

4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества.

5. Разнообразие и вариативность - необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

Вторым этапом стало повышение уровня собственной информированности по теме.

Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, обеспечивающей детям развитие творческих способностей и ощущение незабываемых положительных эмоций.

Уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества[3].

Поэтому было решено разработать систему работы по развитию творческих способностей детей, используя в аппликации нетрадиционные материалы. Работа по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов была начата с детьми средней группы (4-5 лет).

В 1 год обучения была поставлена цель цель: развитие творческих способностей детей посредством аппликации, используя такой нетрадиционный материал : салфетки, крупа, природный материал, бумагу, песок, макароны, нитки.

Для того, чтобы заинтересовать детей, были показаны способы работы с нетрадиционными материалами : из салфеток делали морскую пену, звезды в космосе, ёлочные шары нарезали мелкими кусочками и скручивали небольшие шарики, плотно приклеивая их на выбранную основу. Из крупы получились разноцветные вагончики, сосульки (на нарисованный силуэт наносили кистью клей ПВА, а затем посыпали плотным слоем крупы - манкой, гречневой крупой, излишки ссыпали на поднос).

Опыт свидетельствует: аппликация из нетрадиционных материалов позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.

В течение первого года дети научились проявлять своё творчество, фантазию, выражая их в своих работах. Ведь именно в процессе художественного творчества дети сразу могут увидеть результат своей работы, причем, всегда положительный, а значит, у ребенка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также

материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

В течение года обучения дети смогли уяснить: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, отрезать нить нужной длины, выбрать материал для своей творческой работы. Направленность на результат деятельности помог развить у детей усидчивость и трудоспособность, аккуратность и самостоятельность.

Важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Таким образом, аппликация из нетрадиционных материалов способствует развитию у ребёнка : художественного воображения и эстетического вкуса, конструктивного мышления – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое, мелкую моторику и тактильные ощущения.

Чтобы развитие творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов проходило успешно, необходимо одновременно с проводимой работой с детьми сотрудничать с родителями.

Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, нужно было убедить родителей, чтобы у них не было боязни. Для совместного творчества дома нужно лишь найти немного времени, подготовить рабочее место и подобрать материал. Было проведено родительское собрание, на котором был поднят вопрос: «Развитие творческих способностей». Было осуществлено знакомство с разными нетрадиционными материалами, которые можно использовать в домашних условиях. Именно помощь и поддержка родителей в развитии детского творчества, их понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность одаренного ребенка, — его индивидуальность.

Результатом работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста является то, что аппликация из нетрадиционных материалов эффективно активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. — С. 145-146.

2. Малик, О. А. Занятия по аппликации с дошкольниками : развиваем самостоятельность / О. А. Малик – М. : ТЦ Сфера, 2009. — С. 96.

3. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. - М. : Академия Развития, Академия Холдинг, 2017. – С. 144.

4. Пережогина, И. В. Современный педагог и творчество. Нетрадиционные техники в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста / И. В. Пережогина, Л. К. Лутченко, 2018. – С. 4-9.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творческих способностей дошкольников посредством выполнение аппликации из нетрадиционных материалов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Маргарита Зверева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников посредством выполнение аппликации из нетрадиционных материалов
Опубликовано: 3 сентября 2023 в 18:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД