Лучший педагог года

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Тагвиашвили Инна
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

Программа обучения детей театральному мастерству

Развитие творческих способностей дошкольников посредством

театрально-игровой деятельности

Руководитель группы с театральной направленностью :

Тагвиашвили И. А.

г. Петропавловск-Камчатский

Содержание:

Пояснительная записка….

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» размещена в разделах

1. Особенности обучения детей театральному мастерству в разные возрастные периоды….

2. Особенности этапов работы над

спектаклем (постановкой….

Заключение….

Приложение…

Пояснительная записка

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые, не очень контактные, часто замкнутые…. Но всех их объединяет одна беда - они всё меньше и меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны: куклы Винкс, Барби, Бакуганы, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях, способных творить, удивлять и восхищать. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, мы пришли к выводу: помочь может театрально - игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников. Важная часть работы воспитателя – научить ребенка видеть прекрасное, научить уважать окружающих, любить свою Родину, быть патриотом.

Издавна театр признавался важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир [2]. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка.

Театрально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. [7] Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре ребенок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребёнка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих (сценических) способностей детей.

На сегодняшний день, когда в современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта, стремление родителей обусловлено тем, чтобы дать детям только «сухие» знания, ограничив их (детей) в развитии способности чувствовать, сопереживать, творить.

Цель нашей работы – создание благоприятных условий для воспитания социально активной, творческой личности, способной

Для достижения этой цели нами были обозначены следующие задачи:

1. Сформировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней.

2. Научить детей понимать эмоционального состояния других людей и живых существ и развивать умение выражать свое эмоциональное состояние с помощью театральных приемов.

3. Сформировать у детей коммуникативные качества и партнё рские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей.

4. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в произведениях.

5. Сформировать у дошкольников бережного отношения к малой Родине, знаний об историческом прошлом края.

6. Привить основы исполнительской, зрительской и общей культуры.

В работе мы используем следующие методы и приё мы:

- показ и объяснение;

- знакомство с правилами игр и их разучивание;

- чтение и воспроизведение художественных произведений;

- беседы;

- опросы;

- заучивание стихов, песен, потешек, скороговорок;

- пальчиковая гимнастика;

- имитация движений и звукоподражание;

- просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д. ;

игры – драматизации;

- упражнения по формированию выразительности, развития мимики, - пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д. ;

- игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации;

- подвижные речевые игры с персонажами сказок;

- элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия);

- музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения.

Время реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года в соответствии с возрастными особенностями каждого периода дошкольного развития с 3 до 7 лет.

В завершении реализации программы ребенок должен:

1. обрести целостную установку по отношению к самому себе;

2. уметь удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в произведениях;

3. знать и применять на практике основы исполнительской, зрительской и общей культуры;

4. увеличить объём представлений, знаний изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё «Я».

5. уметь самостоятельно передавать исполняемый образ;

6. взаимодействовать со сверстниками в организации представлений.

Проблемы, возникающие в ходе реализации программы и способы их решения

Не сразу и не каждый ребёнок согласен выступать в той или иной роли какого-либо персонажа. И чтобы развить у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения мы выстраиваем работу таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого в группе созданы благоприятные условия: создан уголок театрализованной деятельности. В нё м широко представлены:

- различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный, театр игрушки);

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (различные ширмы набор кукол, элементы костюмов, маски, игровой реквизит);

- книжный уголок.

Творчеству детей способствует контакт педагогов с родителями воспитанников. Стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их творческой деятельности.

1. Особенности обучения детей театральному мастерству в разные возрастные периоды

В младших группах (3-4 года) дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Практикуется чтение педагогом сценария. А воспроизведения действия на сцене осуществляется детьми. Таким образом, за счёт бессловесной игры - импровизации под музыку, игры - импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры - драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры (настольный театр игрушек, пальчиковый театр). Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.

Обогащается игровой опыт детей за счёт развития специальных игровых умений:

• Освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов.

• Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы)

Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.

В среднем возрасте (4-5 лет) ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. [4] Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт игр - драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. [11] Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.

Усложняются театрально - игровые умения детей:

• Дальнейшее развитие позиции «зритель» (проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников).

• Умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая её жесты и движения.

• Первичное усвоение позиции «режиссёр», умение создавать игровое пространство на плоскости стола.

• Умение овладевать качествами оформителя спектакля.

• Умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.

В старшей группе (5-6 лет) дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого организуются экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. [10] Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По-новому идёт приобщение детей к театральной культуре : знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж. [5]

Развиваются специальные умения :

«Зритель» становится помощником и советчиком.

«Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности.

«Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.

• Дети овладевают простыми навыками оформителя - костюмера.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет). В этом возрасте игра - драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.

Развиваются специальные умения :

«Зритель» становится помощником и советчиком.

«Артист» способен самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты.

«Режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей.

«Костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.

2. Особенности этапов работы над спектаклем (постановкой)

Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. Время работы на первом этапе рассчитано на 1-2 недели. В этот период идет формирование заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе играют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробирование ролей. Это позволит наиболее правильно подобрать и распределить роли среди актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок.

Второй этап целиком посвящен подготовке к проведению спектакля и выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

- выразительное чтение литературного произведения;

- знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные);

- знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.);

- художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)

- анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в данных событиях, приняв на себя определенную роль;

- распределение ролей;

- подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки;

- работа над ролью;

- работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке.

Третий этап посвящен организации представления: подготовка костюмов, оповещение родителей и других зрителей о дате и времени проведения спектакля. Оформление группы к представлению, последние репетиции. Проведение самого мероприятия.

Заключительный этап. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Заключение

Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

Слово «творчество» означает - создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё [9]. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям [12].

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

В ходе реализации программы нашими зрителями были не только родители наших воспитанников, но и дети из других групп детского сада. Мы старались, чтобы «маленькие актеры» развивали способность игры для аудитории. Неоднократно, мы принимали участие в различных городских и краевых конкурсах художественного творчества. Одним из таких конкурсов стал краевой экологический марафон «Камчатка-наш дом». На протяжении 4 лет мы выставляли на указанный конкурс спектакли экологической направленности, которые представлены в приложении к данной работе. Высоким результатом нашей деятельности считаем то, что наши постановки занимали 3-е и два 2-х места, а в 2013 году мы стали победителями конкурса «Камчатка – наш дом» со спектаклем «Грустная сказка о корове Стеллера». Игра наших воспитанников была высоко оценена членами жюри конкурса.

Перспективу нашей деятельности мы видим в том, чтобы сформировать у детей чувство причастности к театру, как виду большого искусства, чтобы познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобрело свой колорит, свои особенности, индивидуальность, способствовало развитию его духовности. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление привнести в жизнь прекрасное и доброе, сделает жизнь наших дошколят интересней и содержательней, наполненной радостью творчества. Мы очень надеемся на то, что искорки творческого мастерства, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий взрослый интерес к творчеству.

Библиография

1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.

2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб. : Союз, 2001.

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры. - М. : Просвещение, 1991.

4. Вместе весело шагать // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №7.

5. Генов Г. В. Театр для малышей. - М. : Просвещение, 1968.

6. Караманенко Т. Н. Кукольный театр в детском саду. - М. : Госиздат, 1955.

7. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М. : Просвещение, 1982.

8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2001.

9. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.

10. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

11. Немов Р. С. Психология. - М. : ВЛАДОС, 2001.

12. Соловьева Н. Театр кукол. - М. : Госиздат, 1960.

13. Соловьева Е. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.

14. Сорокина Н. Л., Миланович Л. Г., Мерзлякова С. И., Ермолаева М. В. Театр - творчество - дети // - Дошкольное воспитание. - 1996. - №8.

15. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.

16. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.

17. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1990.

18. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду». М., 2007 г.

19.. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.

20. Мигунова О. В. «Организация театральной деятельности в детском саду».

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тагвиашвили Инна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
Опубликовано: 31 марта 2020 в 13:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД