Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

новгородова наталья
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель Новгородова Н. В.

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в ДОО, раскрывается содержание понятия «творческие способности» применительно к дошкольному возрасту (в формально-логическом, психологическом и педагогическом смыслах, установлена взаимосвязь и выработано комплексное понимание ключевых понятий: «творческие способности», «театрализованная деятельность», «педагогические условия».

Публикация «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Определен и обоснован комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей средних дошкольников в театрализованной деятельности.

Показана модель программы развития творческих способностей средних дошкольников средствами театрализованной деятельности.

На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием эмоциональной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям в творческом развитие детей. Кроется в недостаточном внимании к данному вопросу, в дошкольном образовании. Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию творческих способностей. Базовое раскрытие творческих способностей ребенка формируется именно в дошкольном возрасте. Не случайно в ФГOC дошкольного образования большое внимание уделяется условиям развития ребенка в такой образовательной области как «Художественно-эстетическое развитие».

Изучая, современную педагогику мы видим, что театрализованная игра является одним из ведущих видов деятельности дошкольников среднего возраста. Основные потребности ребенок находит именно в игре. Театрализованная игра способствует формированию у ребенка таких процессов, как психологическое развитие, воображение. Таким образом, наблюдая игру детей? мы видим, как вначале находит свое определение замысел, затем начинает разворачиваться сюжет, замещается предмет и разыгрывается роль.

Основная форма организации опыта обобщения детей – наблюдение и экспериментирование. Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания».

Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития творческих способностей детей : моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Замещение – важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, то есть, как отмечает Л. С. Выготский, расхождение видимого и смыслового поля.

Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа. При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения – плана реализации идеи. Реальные отношения – также структурный компонент игры – представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и партнером. Эти отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. В функции реальных отношений входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых сюжетов, позиционное замещение. Развитие у ребенка способностей к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре, за счет анализа ситуации с позиций разных персонажей, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста. Следование роли и тексту театрализованной игры способствует формированию произвольного поведения.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям: усиление целенаправленности, а значит и последовательности, связности изображаемого; постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Содержание игры – то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире. Некоторыми учеными (М. А. Васильевой, А. Н. Леонтьевым, Л. Б. Баряевой, Е. И. Тихеевой др.) разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды деятельности. Дети среднего дошкольного возраста развивают свои личностные качества и свое творчество не только в игровых ситуациях. В этом возрасте развивается соподчинение мотивов, появляются произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности. Развитие личности ребенка этого возраста во многом связано с тем, насколько его инициатива признается окружающими детьми и взрослыми. Чтобы развитие творческого начала проходило успешно, нужно не только предлагать детям задания творческого характера, но и обеспечивать социальное признание результатов детского творчества. В этом смысле является эффективным метод проектов, но детям дошкольного возраста трудно реализовать их, поэтому желательно не подавляли детскую инициативу, обеспечивая лишь техническую сторону выполнения проекта, помогая с поиском материала, но и серьезно относились к их занятиям. В качестве проектов могут выступать различные виды совместной деятельности детей, например, изготовление альбома истории семьи, создание плана города или улицы, где живет ребенок, изготовление кормушек для птиц и т. п.

Выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании дошкольников : во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаимовлиянии на возникновение образов. В первом случае изо деятельности является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметно-игровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна в игре, так как она создает настроение. Как говорил К. С. Сухомлинский, декорация создает «красивую правду и отражает объекты моделируемой реальности». Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации. Установлено, что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо легче проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности.

Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание и т. д. Театрализованная игра используется также на занятиях по развитию речи, построенных на основе произведений художественной литературы, где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение. Дети учатся работать над артикуляцией с помощью потешек, скороговорок, при включении театрализации на занятиях по развитию речи дошкольники развивают четкую дикцию. Творческие способности ребенка можно развивать также в изобразительной и музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включает в себя задачи и методы, при решении которых ребенок учится оценивать свои работы, выделять наиболее интересные изобразительные решения.

Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению распределяет роли, направляет развитие сюжета, оценивает «правильность» исполнения. В результате может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни – постоянно командуют и получают главные роли, другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка.

Важнейшим условием для развития игры является создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр. Дошкольники постарше предпочитают использовать мелкие игрушки, которые хорошо вписываются в игровое поле, что позволяет становиться ему более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира.

Необходимо отметить, что старший дошкольный возраст, это период развития игры, как фантазии, ведь образы, которые создает воображение получают такие характеристики как:

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях – как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета, исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д., которые могут объединяться.

В данной ситуации выделяются условия, помогающие самостоятельной деятельности и творчеству, точнее побуждая детей к театрализованному творчеству, но необходимо отметить, что обязательно должно быть педагогическое сопровождение с постепенным усложнением сюжета.

Нами была разработана программа развития творческих способностей дошкольников среднего возраста.

Модель программы развития творческих способностей дошкольников среднего возраста средствами театрализованной деятельности

Цель: углубление и дифференциация восприятия театрализованной деятельности (выделение средств выразительности, формы, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи

Обучающая:

- научить детей воспринимать развитие театрализованной деятельности и выражать ее в движениях, согласовывать движения с характером постановки, наиболее яркими средствами выразительности;

- научить определять виды театрализованной деятельности (пантомима, сказка, постановка).

- научить выразительным, пластичным движениям в постановке, изображении, повторении, формировать красивую осанку.

Развивающая :

- развивать основы театрализованной деятельности;

-развивать театральные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, повторение, самовыражение, эмоции);

- развивать творческие способности : учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» постановку, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Воспитательная:

- целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка.

Содержание программы

Формы организации

Обучать воспитанников чувству постановки определенного образа (во время образовательной деятельности, в режимных моментах, во время игр, прогулок и т. д).

Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка. - индивидуальная,

- групповая

-музыкальные занятия,

-самостоятельная музыкальная деятельность детей,

- образовательная и свободная деятельность

Условия

- работа проводится на диагностической основе, выявляется первоначальный уровень развития театрализованной деятельности дошкольников среднего возраста;

- работа проводится систематически, последовательно с постепенными усложнениями содержания материала;

- воспитатель включает театрализованную деятельность в различные виды деятельности детей;

- воспитатель использует разнообразные виды театрализованной деятельности и строит работу на личностно-ориентировочной основе.

Результат

Повышение уровня развития театрализованной деятельности у дошкольников среднего возраста

Дети дошкольного возраста проявляют свои индивидуальные творческие способности в каждой игре. Особенно это выражается в театрализованной деятельности, где фантазия ребенка безгранична, и он может полностью раскрыть все свои творческие способности, замкнутые дети перестанут быть таковыми если им помочь раскрыться.

Подводя итог из всего вышеизложенного можно выделить, что основными компонентами театрализованной деятельности являются:

- игровые действия;

- роли;

- предметы игры;

- реальные отношения.

Итак, театрализованная деятельность является одним из направлений для развития творческих способностей в образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 13:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем новгородова наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД