МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности

Затяева
Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности

Затяева Татьяна Владимировна, Клинникова Зоя Степановна.

Воспитатель по изобразительной деятельности высшей категории, педагог-психолог.

МАДОУ №7 «Семицветик»

Новосибирская область, г. Бердск.

Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности.

“Ребенок наделен великими возможностями.

И если мы действительно стремимся

к преображению общества, целью обучения

должно стать развитие творческих способностей”

М. Монтессори

Публикация «Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности» размещена в разделах

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, на сколько, продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. На сегодняшний день в формировании интересов детей, приобщении к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности актуален принцип интеграции, объединяющий все образовательные области. Опираясь на вышесказанное, я определила основную цель моей педагогической деятельности : Развитие художественно-творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности. Такое целеполагание предполагает решение следующих задач:

1. Разработка и адаптация системы работы по развитию художественно-творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности или образовательных областей.

2. Создание социокультурной пространственно-предметной среды, направленной на художественно-эстетическое развитие ребенка.

3. Обеспечение личностно-ориентированного подхода в организации занятий на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Свою работу строю на следующих принципах:

• Ориентация на образовательные потребности;

• Культивирование многообразных форм игровой деятельности;

• Ребенок включается в процесс реконструирования пространственной среды;

• Насыщение развивающей среды в течение года;

Развивающая среда изменяется с ростом достижений детей;

• Принцип «проживания».

Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть «Божьему дару», не мешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребенка. По этому, на занятиях изобразительной деятельности считаю важным :

• Создание творческой обстановки в детском коллективе, определенного настроя на заданную тему, эмоционального подъема, вдохновения;

• Организацию благоприятного климата для создания детьми образно-творческой работы, где ребенок раскрывает свои способности, заложенные природой;

• Обучение детей умению думать, принимать собственное творческое решение для создания художественного образа;

• Создание условий для свободного выбора того или иного творческого решения, постановки художественной задачи в зависимости от индивидуальных качеств характера ребенка, его жизненного опыта и эмоциональных переживаний.

В такой благодатной среде ребенок самовыражается и создает неповторимые творческие образы.

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении, воздействуя на детские эмоции, настроение, жизнедеятельность. По мнению Р. Чумичевой, социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещный материализованный. Второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге, общении педагога с ребенком, ребенка с искусством. Поэтому на занятиях моделирую социокультурную пространственно-предметную художественно-эстетическую среду, которая дает возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда стала "творческой ареной", на которой ребенок преодолевает неуверенность, нерешительность и зажигается искрой творчества. В детском саду постоянно действуют «Галерея искусств», «Мастерская народных ремесел», «Музей детского рисунка», «уголки красоты», «Третьяковская галерея», мини-музей «Творим сами, своими руками». Художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т. п.). Таким образом, разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает: формирование и развитие способности художественного мироощущения; введение в мир искусства и художественной практики, приобщения к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.

Реализацию поставленных задач осуществляю через интеграцию видов деятельности. Считаю, что такой подход к построению занятий меняет роль ребенка – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.

По результатам диагностики детей я выделяю и формирую три индивидуально - образовательных маршрута:

I маршрут - предназначен для детей, требующих особой психолого - педагогической поддержки и заботы;

II маршрут - для детей возрастной нормы;

III маршрут - для одаренных детей.

Для детей первого маршрута я осуществляю подбор специальных коррекционных упражнений и психотерапевтических игр, которые способствуют преодолению проблем психического развития личности. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, поэтому в работе с этими детьми важно создание условий для становления личности ребенка через развитие способностей к изобразительной деятельности с помощью следующих АМО:

• Обучение ребенка подражанию. Говорю: «Сегодня ты будешь настоящий художник, сам выберешь краску и нарисуешь ею» или «Сегодня ты будешь придумывать, как это делают все художники» и т. п. В процессе деятельности использую эмоциональное подкрепление, поддержание мотивации, поощрение. На занятиях обучаю элементам творческого поведения, использую демонстрацию с последующим закреплением сначала в совместном действии с ребенком, а потом и в самостоятельном действии.

«Включение» изображаемого предмета в конкретную ситуацию. Например, цветок в горшке он польет, пойдет домой мимо деревьев, растущих под окном, букет подарит маме, с игрушкой поиграет.

Изображение ситуаций из жизни: которые только что предшествовали занятию, и на которых ребенок по каким-то причинам сам заострил внимание («пробка» на улице, светофор на перекрестке, мороженое в киоске у метро и т. п.); имевшие место в домашней жизни ребенка (мама печет пирожки, день рождения, праздничный салют за окном); особенно взволновавших ребенка (снегопад, радуга);

• Рисование на зеркале. Предлагаю ребенку заглянуть в зеркало: «Смотри, кто там?» Ребенок видит свое изображение. Затем губкой или большой кистью я вместе с ребенком закрашиваю поверхность зеркала. За слоем краски ребенок перестает видеть свое лицо. После этого берем влажную тряпку и начинаем смывать краску. Рисование на зеркале дает ребенку возможность привыкнуть к своему облику. Когда изображение готово и краска подсохнет, его можно подарить тому, кого нарисовали. При этом ребенок чувствует себя очень значительным человеком – автором, художником. Положительная оценка достижений ребенка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности.

II маршрут - для детей возрастной нормы

Сочетание различных видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Если занятия построены по принципу интеграции, каждый блок из которых имеет определённую доминанту, то дети имеют возможность знакомиться с окружающим миром, погружаясь в красоту природы; и используя разнообразный материал, учатся самостоятельно передавать художественный образ. Важным в изобразительной деятельности является развитие движений рук ребенка, а именно пальцев кисти во время рисования. Поэтому, в своей работе я использую разные по содержанию физминутки и игры, направленные на развитие мелкой и средней моторики. Чтобы научить детей проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности в своей педагогической практике применяю социо-игровые приёмы, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Для того, чтобы помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей в своей работе применяю следующие социо-игровые приемы: игры на знакомство и приветствие; игры для рабочего настроя; игры для творческого самоутверждения; игры на взаимодействие.

Данные игровые приёмы дают возможность ребёнку раскрыться и достичь три основных цели, возникающие перед ним.

Первая цель – удовольствие от игры – “Хочу”.

Вторая цель – выполнение правила игры – “Надо”.

Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – “Могу”

Таким образом складывается основной механизм игры “Хочу! Надо! Могу!”, влияющий на эмоциональную сферу личности ребёнка и процесс формирования у него функций самоконтроля и саморегуляции.

III маршрут - для одаренных детей.

Дети III маршрута обладают высоким интеллектом и способностями в изодеятельности. На индивидуальных занятиях они получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты, приобретают возможность неограниченного творчества. Для самореализации творческих способностей одаренных детей я разработала рабочую программу кружка «Цветные ладошки».

Обучение детей строю как увлекательную проблемно-игровую деятельность, обеспечивающую субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. На занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.

Изобразительное искусство – это занятие, на котором формируется диалогическая культура ребёнка с окружающим миром, «родственное» внимание к миру. А все сущее как раз и зафиксировано (только по-разному) в главнейших семиотических средствах культуры: изображении, слове, интонации. Таким образом, искусство стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях. В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству. Таким образом я формирую у ребёнка целостное представление о мире, обеспечиваю становление его духовных потребностей, формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку и окружающему миру.

Воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника возможно только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы. Так воспитатели групп организовывают наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений «Листочки танцуют», «Тяжелые тучи», «Кошка потягивается» и др, знакомят детей с произведениями разных видов искусства : живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, проводят поэтические вечера, создают условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами. Психолог проводит с детьми этюды, упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы, игры на развитие творческих способностей, мышления и креативности, проводит диагностику уровня социально-эмоционального развития и уровня развития коммуникативных навыков детей. Музыкальный руководитель организует слушание музыки, разучивание песен, танцев, на музыкальных занятиях показывает возможность передачи настроения в музыкальных произведениях.

Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями. Принципы взаимодействия с семьей: «Два берега одной реки». Для установления единства взглядов в воспитании ребенка, вовлечения родителей в педагогический процесс, использую следующие формы взаимодействия:

1) Открытость детского сада и семьи

В начале каждого учебного года провожу общее родительское собрание, на котором родителей знакомлю с задачами и планом работы, ежегодно проводится «Неделя открытых дверей». Присутствие родителей на занятиях помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей. На занятиях лаборатории «Творим вместе с детьми» для желающих ежемесячно провожу мастер-классы, предлагаю творческие игры, которые родители могут использовать в совместной деятельности с детьми, новые нетрадиционные способы рисования, знакомлю с литературой художественно-эстетического содержания.

2) Вовлечение семьи в совместную с детьми и педагогами деятельность. Родители являются активными участниками конкурсов рисунков и газет: «Елочка – зеленая иголочка», «Наша дружная семья»; «Путешествие в космос», «По тропинке к прекрасному» и др.

3) Консультирование родителей.

Провожу следующие консультации: «Как воспитать в ребенке творческую личность»; «Художники с пеленок!» (нетрадиционные приемы в рисовании); «Художественно-эстетическое развитие детей»; «Формирование творческой личности ребенка средствами нетрадиционного рисования», «Развитие детской одаренности средствами искусства»; «Как научить ребенка рисовать».

4) Использование различных средств информации для родителей.

В группах детского сада, в изостудии оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию. Имеется библиотека педагогическая литературы: «Художники с пеленок», «Как научить ребенка рисовать», «Путешествие в мир прекрасного» и др.

Таким образом, развитие художественно-творческих способностей детей происходит в тесном взаимодействии специалистов детского сада и семьи. Такой подход является одним из мостиков, по которому идут детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества.

Список литературы.

1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск, 1993.

2. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. – Дошкольное воспитание. -1982 №11.

3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок. – Педагогика. – М., 1972.

4. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : Линка-Пресс, 2003.

5. Левин В. А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

6. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребёнке. – М., «Просвещение», 2008.

7. Прохорова Л. Н. Развиваем творческую активность. - Дошкольное воспитание. – 1996 №5.

8. Самолдина К. А., Маркова Е. П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.

9. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. – М. : Айрис пресс, 2004.

10. Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах

// Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С. 52-54.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 19:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей через интеграцию видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Затяева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД