Папки-передвижки

Развитие связной речи глухих учащихся при работе по открытой картине

Инесса Александровна Новичихина
Развитие связной речи глухих учащихся при работе по открытой картине

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

ПРИ РАБОТЕ ПО ОТКРЫТОЙ КАРТИНЕ

В школе глухих широко практикуются сочинения по открытой картине. Использование этого вида наглядности служит обогащению речи учащихся, развитию их мыслей и чувств. Данный вид работы практикуется уже с первых лет обучения глухого ребенка в школе.

Публикация «Развитие связной речи глухих учащихся при работе по открытой картине» размещена в разделах

Чтобы иметь возможность что-либо увидеть на картине, человек должен каким-то образом вычленить и сделать предметом своего внимания и восприятия один из объектов. Один учащийся начинает рассматривать картину с одного объекта, другой — с другого. Все же остальные предметы, также находящиеся в поле зрения, временно как бы отступают на задний план. Это и есть своеобразный процесс вычленения объекта из фона — процесс, являющийся важнейшим условием сознательного отражения мира человеком.

Описание наблюдаемого явления или воспринимаемой картины может протекать по-разному. В зависимости от различных условий пережитое или увиденное передается различными способами. В одних случаях начинают рассказ с главного, в других - с самого интересного, в третьих — с конечного эпизода и т. д. Глухие школьники должны овладеть умением осуществлять описание картины в соответствии с особенностями своего восприятия, поэтому начинать обучение следует с описания серии картин.

Упражняясь в описании серии картин в разной последовательности, учащиеся приобретают знания, которые они могут использовать и при описании одной картины.

Методика работы по открытой картине в школе глухих сводится к следующему:

1. Молчаливое рассматривание картины.

2. Беседа о художнике.

3. Разбор содержания картины по вопросам.

4. Составление устного рассказа (с планом или без него).

5. Самостоятельное письменное сочинение.

Чтобы работа протекала успешно, учитель предварительно составляет несколько планов по картине, разрабатывает словарь, вопросы, намечает слова, словосочетания и фразы, которые будут использованы при работе над картиной. а также примерное содержание рассказа по картине.

Перед рассматриванием картины учитель проводит беседу о художнике, задавая ученикам вопросы:

- Как называется картина?

- Кто автор картины?

- Назови годы жизни художника.

- В каком году нарисована картина?

- Какие работы этого художника вы еще знаете?

Учащихся надо научить умению описывать картину в разных планах. После этого они должны под руководством учителя выбрать свой план описания картины. Школьникам предоставляется возможность осуществлять описание картины по тому плану, который им нравится и более доступен. При этом, их надо научить давать достаточно полное описание, выделять главное, соблюдать необходимую временную последовательность, раскрывать причинно-следственные связи и зависимости.

Научившись по-разному производить описание картины, ученик будет более сознательно и всесторонне воспринимать окружающую действительность.

Рассмотрим варианты последовательности описания картины :

а) первый план — второй план — третий план и т, д. ;

б) центр картины — левая (или правая) часть — правая (или левая) часть — ниже центра — выше центра;

в) левая часть — центр картины — правая часть;

г) правая часть — центр картины — левая часть;

д) указанная учителем точка — избранная самим учеником последовательность описания.

Особое место при работе по любому варианту должно занять описание того, что является главным. Учитель привлекает внимание учащихся к главному различными путями. Одним из таких путей является постановка вопросов: Эти вопросы учитель может задать в начале и на любом другом этапе рассматривания картины. Сам же ответ может быть помещен в зависимости от варианта описания в начале, середине или конце сочинения.

Для обучения каждому варианту отводится урок.

В качестве объекта мы возьмем описание известной картины художника Б. М. Кустодиева «Жаркий день» по второму варианту (центр картины — левая (или правая) часть — правая (или левая) часть — ниже центра — выше центра.

В течение 1—2 минут учащиеся знакомятся с картиной, затем учитель задает вопросы по картине :

- Когда это было?

- Это было в жаркий летний день.

- Где это происходит?

- Это происходит в лесу.

- Где расположилась семья для отдыха?

-Для отдыха семья расположилась в тени большого старого дерева около заросшего пруда на скамейке.

- Назовите героев картины по именам.

- Братья Ваня и Петя, сестра Марина, мама и няня.

- Как одеты действующие лица картины?

- Все одеты по - летнему.

- Кто чем занят?

- Каждый увлечен своим делом. Ваня и Петя ловят рыбу удочками. Марина читает сказку. Все с интересом слушают».

- Что находится рядом со скамейкой?

- Рядом со скамейкой стоит ведро с одной рыбой.

- Кто поймал рыбу?

- Рыбу поймал Петя.

- А что делает Ваня?

- Ваня сидит на скамейке с удочкой в руке. Он расстроен, потому что еще не поймал ни одной рыбы.

- Опишите лес.

Лес густой, зеленый. Солнечные лучи пробиваются между листвой. Чаща леса непроходимая. В старом лесу чувствуется прохлада и тенек.

- Опишите поляну.

Лесная поляна находится на берегу старого пруда. Поляна играет соцветием цветов и кустиков.

-Что главное в этой картине?

- Семья отдыхает в лесу.

После проведенной беседы по картине проводится работа по избранному второму варианту, тогда задания и вопросы будут носить следующий характер:

- Что нарисовано в центре картины?

- Что нарисовано справа на картине?

- Что вы видите слева на картине?

- Что изображено ниже центра?

- Что изображено выше центра?

- Что хотел сказать художник этой картиной?

Для активизации мысли детей после анализа картины можно обратиться к ним с вопросом: «Как можно назвать эту картину по другому

Рассмотрев всю картину, учитель может предложить одному из учащихся повторить весь рассказ. При этом необходимо следить за соблюдением той последовательности в описании, которая была предметом изучения на уроке.

Если учитель работает с учениками по плану, то он может предложить написать сочинение по данному учителем плану, по коллективно составленному плану или по самостоятельно составленному плану.

Однако описания одной картины по любому из вариантов недостаточно. Чтобы закрепить умение передавать увиденное в определенной последовательности, на последующих уроках учитель продолжает работу по описанию других картин. Последнюю картину учащиеся могут описать устно и письменно а также учитель может предложить детям выполнить эту работу в порядке приготовления домашнего задания.

Описание открытой картины помогает глухим учащимся увеличить словарь и уточнить значение используемых ими слов. Кроме того, в процессе выполнения этого вида работы дети овладевают навыком правильного построения предложения.

Литература:

1. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. – М., Просвещение, 1989.

2. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих. – М. : Просвещение, 1983.

3. Зволинская, Ю. И., Шейнина, М. С. Занятия по развитию речи в IV классе. - М. : Учпедгиз, 1962.

4. Глебова, М. И. Обучение глухих школьников русскому в V—VII классах / М. И. Глебова. М. : Просвещение, 1964.

Публикации по теме:

Обучение детей пересказуОбучение детей пересказу Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи глухих учащихся при работе по открытой картине
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 22:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД