Лучший педагог года

Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте

Анна Ашуркова
Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте

Речь-это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются и достигают взаимопонимания. В настоящее время развитие речи ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевидение и компьютер заменили живое общение взрослых и детей, а порой неблагоприятная наследственность, экология и социальные факторы влияют на особенности речевого развития дошкольников. Проблема формирования речевой активности детей приобретает все большее значение на современном этапе, так как отсутствие базовых навыков затрудняет ребенку общение со сверстниками и взрослыми, приводит к повышенной тревожности, нарушает процесс общения в целом. Но именно дошкольный период является периодом интенсивного развития детской речи, и как поэт мы, воспитатели детского сада, должны подходить к этой проблеме со всей ответственностью. Среди многих важных задач воспитания и обучения дошкольников в детском саду развитие речи является одной из главных.

Публикация «Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области" речевого развития " дошкольников, а также повысить их педагогическую компетентность в этой области.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : "развитие речи предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словарного запаса; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звукового и интонационного аппарата речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы".; формирование здоровой аналитической и синтетической деятельности как предпосылка грамотности.

С детьми подготовительной группы продолжается работа по обучению связной речи (в частности, развитию монологической речи). Чем старше ребенок, тем больше времени и пространства в процессе его речевого развития отводится связной речи. Это связано не только с повышенными речевыми возможностями детей 6-7 лет, но и с тем, что связная речь отражает логику мышления ребенка, его способность осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его.

Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием грамматической структуры речи. Детям 6-7 лет довольно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирать однокоренные слова. Они усваивают практически все способы словообразования русского языка (на уровне языкового чутья). Дети хорошо формируют и используют сравнительные прилагательные для самостоятельной речи (good-kinder). Они правильно используют часто встречающиеся существительные без склонения (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и употребляют в своей речи почти все предлоги, выражающие пространственные отношения. Они используют глаголы с приставкой Pere в высказываниях и не путают ее с другими аналогично звучащими приставками (pri, Pro). Тем не менее, дети 6 лет могут ошибаться при образовании существительных в родительном падеже множественного числа. В то же время они находят их сами и пытаются исправить, но это им не всегда удается. В этой ситуации они нуждаются в большей помощи со стороны взрослых. Некоторые дети допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начинать. В самостоятельной речи дети 6 лет часто используют предложения сложной конструкции.

Работа по развитию связной речи осуществляется в организованной учебной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения учебного процесса. ;

- в совместных партнерских мероприятиях, проводимых в режимные моменты; (хотелось бы отметить, что в соответствии с режимом дня в программе выделяется время на чтение и обсуждение художественной литературы)

- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме););

- в семье (взаимодействие детей и их родителей)

Существуют традиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников, которые мы используем на практике. Визуальные методы: наблюдение во время прогулок, экскурсий; просмотр конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованно, то есть с помощью фотографий, картин, картин, фильмов. Вербальные методы: запоминание наизусть; пересказ; составление различных типов рассказов; беседы. Игра: дидактические игры-упражнения; театральные игры; сюжетно-ролевые игры. Косвенный: подсказка; Подсказка, поправка, реплика.

Наряду с традиционными методами, мы также используем инновационные комбинированные методы обучения:

Мнемоника (визуальное моделирование);

Постановка проблемного вопроса.

Получив "Isokaze".

Вышеперечисленные технологии являются скорее лишь инструментами базовых приемов и приемов, а не самостоятельной единицей, развивающей детскую речь.

Мнемотехника - это система различных приемов, обеспечивающих эффективное хранение, хранение и воспроизведение информации.

Мнемоника-помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Мнемосхемы могут быть использованы при работе над всеми видами Связного высказывания : пересказ; составление рассказов на основе рисунка и серии рисунков; описательный рассказ; творческий рассказ; заучивание стихов, скороговорок и чистоговок;

Мнемоника - "искусство запоминания" - это система приемов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях природных объектов, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно же, развитие речи.

Таким образом, актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что именно в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если он пытается выучить и запомнить что-то, что не подкреплено визуальной картиной, что-то абстрактное, то не стоит рассчитывать на успех. Мнемотехника для дошкольников как раз и помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники, в результате грамотной работы преподавателя, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Для составления описательных историй и пересказа мы используем запоминаемость. Memorablia - один из методов мнемотехники, представляющий собой специальную технику запоминания информации с использованием сюжетных, трансформационных, логических или ассоциативных цепочек. В дошкольной педагогике мнемотаблицы называются по-разному: Валентина Воробьева называет этот прием сенсорно-графическими схемами, Татьяна Ткаченко-предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой сочинения рассказа. Удобство мнемотаблиц заключается в том, что вы можете создать любую из них в течение нескольких минут, выбрав соответствующие изображения из интернета. В своей работе я не всегда использую запоминаемость в их обычной форме (готовый вариант статьи). Это может быть набор картинок в формате а-4 (каждая на отдельном листе, который на уроке я ставлю в определенной последовательности на заданном холсте, одновременно говоря, что будет означать каждое изображение. Мнемотаблица значительно облегчает ребенку составление рассказа-описания (пересказа, так как она четко отображает последовательность, одновременно включая план и справочные вопросы. В этих классах дети

При формировании связной речи отчетливо проявляется тесная связь между речевым и умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия и наблюдения. Для того чтобы рассказать хороший, связный рассказ о чем-то, нужно четко представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, выделять основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между объектами и явлениями.

Развитие связной речи детей осуществляется в ходе повседневной жизни, когда дети узнают об окружающей действительности.

Мы уделяем большое внимание развитию связной речи детей путем наблюдения за различными явлениями окружающей жизни (природой, бытом, работой взрослых и др.).). Небо, вода и земля, поля и леса, гром, шум ветра, краски золотой осени, прекрасная зима-все это эмоционально воздействует на ребенка,побуждает его высказаться. Возможность повторных наблюдений создает условия для правильной фиксации воспринимаемого в речи, дает материал для сравнения, обобщения, описания предметов и явлений. Наблюдая за природой, ребенок учится находить и правильно объяснять взаимосвязь предметов и их изменения в соответствии со временем, обстоятельствами, то есть объяснять сущность явления. Он начинает использовать предложения, которые включают в себя композицию и подчинение. Методы и приемы, которые мы выбираем для развития связной речи, обеспечивают сознательное, глубокое и длительное усвоение родного языка. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы дети точно передавали результаты наблюдений

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Ашуркова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 29 января 2020 в 20:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД