Получи документы

Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования

Ольга Саржан
Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования

Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования

Аннотация: Данная статья направлена на обобщение результатов эмпирического исследования развития социального интеллекта педагогов средствами психологического консультирования.

Публикация «Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования» размещена в разделах

Ключевые слова: социальный интеллект, психологическое консультирование, развитие социального интеллекта.

DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE BY PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Скачать конспект

Zoya Shipitsyna

student of MOSCOW UNIVERSITY OF HUMANITIES AND ECONOMICS, Moscow, Russia

Annotation. This article is aimed at summarizing the results of an empirical study of the development of social intelligence of teachers by counselling methods.

Keywords : social intelligence, psychological counselling, development of social intelligence

Cегодня в различных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных огромный интерес представляет проблема социального интеллекта, так как в условиях постоянно меняющегося общества, социальной и культурной реальности возникает проблема развития и применения потенциала человека, а также предъявляются высокие требования к достаточно быстрому освоению социальных умений и знаний, способствующих пониманию и интерпретации социальных изменений, поведения как своего, так и других [2].

Навыкам социального интеллекта может научиться каждый, так как они не зависят от генов или биологии, хотя некоторые люди могут быть более восприимчивы к их приобретению, чем другие. Социальный интеллект — это способность читать социальные сигналы и правильно реагировать на них, отслеживать, понимать собственные эмоции и управлять ими, а также вписываться в различные социальные контексты [5].

Наиболее действенным способом развития социального интеллекта является вовлечение человека в специально организованную деятельность, которая будет направлена на развитие компонентов социального интеллекта, обеспечивая развития навыков вступления в сотруднические отношения, установления контакта, развития эмпатии, навыков слушания и понимания, находить пути решения проблемы, коей является психологическое консультирование [3].

Однако несмотря на высокую степень важности проблемы, трудов, как теоретических, так и практических по потенциалу и важности применения техник психологического консультирования по развитию социального интеллекта в период взрослости представлено крайне мало, что актуализирует выбранную тему.

Была поставлена цель изучить эмпирическим путем особенности развития социального интеллекта средствами психологического консультирования на примере педагогической профессии.

В результате теоретического анализа было установлено, что социальный интеллект — это способность общаться и выстраивать отношения с проявлением сочувствия и уверенности в себе, что возможно за счет наличие знаний о себе, как о личности, а также навыками управления своими эмоциями. Социальный интеллект включает в себя понимание социальных ролей, чтение эмоций, понимание взаимоотношений, а также навыки эффективного слушания [1].

Особую актуальность социальный интеллект приобретает в период взрослости, так как личность решает множество важнейших жизненных задач в данный период, которые обеспечивают интегративную единицу анализа для анализа взаимодействия между человеком и ситуацией [6]. Какими бы ни были их особенности, они придают смысл жизни человека и служат для организации его или ее повседневной деятельности, также они реагируют на требования, структуру и ограничения социальной среды, в которой живет человек. Переходные периоды, когда человек вступает в новые жизненные этапы, — это именно то время, когда индивидуальные различия в жизненных задачах становятся наиболее очевидными [4].

Решая их, человек наметит новый путь к цели или даже выберет новую цель, совместимую с первостепенной жизненной задачей, где социальный интеллект освобождает личность от рефлексов, тропизма и инстинкта как в социальной жизни, так и во внесоциальных сферах, формируя важные социальные навыки [7].

Развитию данных процессов может способствовать вовлечение взрослой личности в деятельность, ориентированную на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, развития социальных навыков, то есть развития социального интеллекта [8].

В данном исследовании приняло участие 60 педагогов, средний возраст 30-45 лет, среди них 30 мужчин и 30 женщин, работающих в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи «Истоки» (г. Сергиев Посад, Московская обл.).

Гипотезой исследования выступило предположение, что особенности развития социального интеллекта педагогов обусловлены набором личностных черт, а также восприятием места социального интеллекта в собственной жизни.

Также была выдвинута частная гипотеза, а именно разработка и апробация программы психологического консультирования педагогов, включающей метод социально-психологического тренинга, позволит повысить уровень социального интеллекта.

Особенности развития социального интеллекта изучались при помощи следующих методик: 1. Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда; 2Авторский опросник «Значимость социального интеллекта в жизненном пути личности» (Шевелев В. В.); Русскоязычная версия норвежского опросника «Шкала социального интеллекта Тромсо» (The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS); Пятифакторный личностный опросник, «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») Р. МакКрае и П. Коста.

В результате проведенного исследования по методикам Дж. Гилфорда и «Шкале социального интеллекта Тромсо» был сделан вывод о том, что социальный интеллект среди исследуемых педагогов сформирован на уровне в пределах нормы, социальная осознанность на высоком уровне он выражена среди 32%, на среднем уровне среди 38% и на низком среди 30% среди исследуемых педагогов, социальные навыки выражены на высоком уровне среди 35%, на среднем уровне среди 38% и на низком среди 27%. Далее было изучено место и роль социального интеллекта, а также навыков, которые имеются у личности в аспекте социального интеллекта в аспекте жизненного пути при помощи методики Авторский опросник «Значимость социального интеллекта в жизненном пути личности» (Шевелев В. В.). было определено, что 30% опрошенных педагогов наблюдается высокая значимость применения социального интеллекта в жизни, для 42% средняя степень значимости и для 28% — низкая.

Для дальнейшего исследования группу педагогов была разделена на две, а именно с высокими и низкими показателями социального интеллекта, чтобы проанализировать какие личностные особенности обуславливают развитие социального интеллекта при помощи методики Пятифакторный личностный опросник, «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») Р. МакКрае и П. Коста.

Было установлено, что педагоги с высокими показателями социального интеллекта, включая повышенные и нормальные показатели характеризуются большей экстраверсией, позитивным отношением к людям, самоконтролем поведения, эмоциональной устойчивостью и умеренной практичностью, в отличие от лиц с низкими показателями социального интеллекта, которые в большей степени интровертированы, менее ориентированы на людей, импульсивны, не обладают эмоциональной устойчивостью.

В результате корреляционного анализа были определены достоверные на уровне р 0. 01 взаимосвязи положительного характера между социальным интеллектом, социальным осознанием и осознанностью, социальными навыками и экстраверсией, привязанностью и направленностью на людей, экспрессивностью, а также значимостью социального интеллекта в жизненном пути, а также отрицательные связи с самоконтролем и эмоциональностью, что позволяет сделать вывод о том, что чем выше показатели социального интеллекта, тем в большей степени личность характеризуется экстраверсией, позитивным отношением к людям, самоконтролем поведения, эмоциональной устойчивостью и умеренной практичностью.

Таким образом, был сделан вывод о том, что особенности развития социального интеллекта в период взрослости, а именно педагогов, обусловлены набором личностных черт, а также восприятием собственной жизни, что актуализирует важность учета личностных характеристик в разработке программ развития социального интеллекта, а именно психологическое консультирование должно быть направлено на развитие понимания значимости социального интеллекта в жизни исследуемых педагогов, повышения уровня социальной направленности, развития навыков межличностного сотрудничества, понимания других людей, развития эмпатии, принятия, уважения других и самоуважения, снижения импульсивности, развитие самоконтроля, формирования эмоциональной устойчивости, снижения тревожности.

В рамках разработки программы психологического консультирования по развитию социального интеллекта был разработан перцептивно ориентированный социально-психологический тренинг, так как:

Применение социально-психологического тренинга основано на принципе деятельностной детерминации социально-психологических, психических образований, предполагая учета социальных, психологических характеристик группы, а также применения различных средств психологического воздействия.

Развитие социального интеллекта должно строиться на принципе интериоризации, который будет отражать вторичность внутренних психических процессов и образований касательно внешней реальности.

Социально-психологическое воздействие в процессе тренинга может быть направлено не только на мишень, а именно развитие социального интеллекта, но и затрагивать личностное, эмоциональное и поведенческое развитие.

В нашем тренинге приняло участие 44 человека, которые были разделены на 4 группы, где часть включала людей с нормальными и средними показателями социального интеллекта и часть с низкими, с целью обмена опытом и поддержки.

Всего было проведено 20 занятий по 60-80 минут.

Основными направлениями работы были развитие личностной и интеллектуальной рефлексии, а также идентификации, а основными методами воздействия выступили игры и упражнения на развитие групповой динамики и релаксацию, моделирование проблемных ситуаций, техники транзактного анализа, гештальт -терапии, психодрамы.

На организационном этапе решались следующие задачи: 1. Создание положительное установки участников тренинга на работу и процесс тренингового взаимодействия; 2. Установление условий и правил работы; 3. Обсуждение имеющихся трудностей в аспекте социального интеллекта.

На этапе идентификационного развития решались такие задачи, как: 1. Формирование представлений педагогов сути идентификации с другими людьми; 2. Расширение сферы отождествления с другими; 3. Проработка индивидуальных стратегий взаимодействия.

На этапе развития рефлексии решались такие задачи, как: 1. Изучение особенностей рефлексии и ее важности в социальном интеллекте; 2. Развитие рефлексивных механизмов; 3. Формирование умений применения рефлексии во взаимодействии.

На протяжении всего тренинга применялись такие методы и приемы, как: беседы, обсуждения дискуссии, применение игр и упражнений, включая деловые игры и упражнения, некоторые техники арт-терапии.

Также на протяжении всего тренинга мы применяли модель Карла Альбрехта «S.P.A. C. E.», которая обеспечивает четкую, последовательную и практическую основу для личной и профессиональной эффективности, командной работы и даже организационной эффективности. Модель позволяет формировать более высокий уровень самопонимания и самосознания, составить планом применения своих сильных сторон и укрепления навыков, которые нуждаются в развитии.

Эффективность проведенного тренинга оценивалась за счет сравнения динамики средних значений показателей социального интеллекта, а также применения Т-критерия Вилкоксона по результатам методик констатирующего этапа.

В результате проведения социально-психологического тренинга, направленного на развитие социального интеллекта наблюдается возрастание показателей социального интеллекта, социальной осознанности, навыков и значимости социального интеллекта среди педагогов.

Таким образом разработка и апробация программы психологического консультирования у лиц в период взрослости, включающей метод социально-психологического тренинга, позволяет повысить уровень социального интеллекта, что подтверждает гипотезу исследования.

Публикации по теме:

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования
Опубликовано: 27 марта 2023 в 20:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социального интеллекта средствами психологического консультирования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Саржан на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД