Получи документы

Развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с социальными партнерами

Брюханова Олеся Сергеевна
Развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с социальными партнерами

Аннотация. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. Раскрывается актуальность коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста на современном этапе. Поясняются возможности успешного решения вопросов во взаимодействии с семьей и социальными партнерами в сельской местности. Раскрываются задачи, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на социализацию и духовно-нравственное развитие дошкольников.

Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с социальными партнерами» размещена в разделах

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, общение, личность, социальные партнеры, взаимодействие, развитие старших дошкольников.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования коммуникативное развитие, а так же социализацию следует рассматривать, как единую образовательную область. Согласно ФГОС дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие, включает развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми, развитие социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувств принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых и детей. Оно тесно связано с духовно-нравственным развитием и воспитанием дошкольников, предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, дошкольники удовлетворяют одну из самых важных социальных потребностей – это потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л. И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.

Дошкольный период особо значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который, по высказываниям Л. С. Выготского, рассматривается как врастание в человеческую культуру.

В этом периоде огромное влияние на процесс социализации оказывает социальное окружение, это лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются: семья, детский сад, социальные партнеры, общество, с которыми взаимодействует детский сад.

Реализация развития коммуникативных способностей предполагает наличие чётких правил взаимодействия в системах «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-ребёнок».

Основным условием развития коммуникативной сферы детей служит обеспечение чувства психологической и эмоциональной безопасности.

Фундамент развития коммуникативной сферы составляют уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях и возможностях.

Общение с взрослыми должно создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, а так же активность ребёнка.

Основной принцип организации работы по формированию коммуникативных способностей дошкольников - это опережающая инициатива взрослого.

Таким образом, учёт возрастных закономерностей развития общения, лежат в основе реализации основных требований современных ФГОС ДО.

Развитие коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры в общении с людьми. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа ДОО с социальными партнерами : семьей, образовательными учреждениями (школой, дошкольными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования (ДЮСШ, школой искусств, учреждениями культуры (библиотека, дом культуры, социальными учреждениями (Центр «Семья», социальной защиты населения, реабилитационный центр для детей с ОВЗ, общественными организациями, предприятиями в сельской местности.

Эффективность реализации задач коммуникативного развития воспитанников зависит от культуры семейного воспитания в целом. При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Широко осуществляется просветительная работа в разных формах: традиционных - консультациях, индивидуальных беседах, тренингах. Педагоги организуют круглые столы с представителями социума, фотовыставки, дни открытых дверей, акции, трудовые десанты, родительские клубы «Мы вместе», клуба отцов «Ты мне нужен папа».

Основными направлениями эффективности работы по проблеме формированию коммуникативных навыков и успешной социализации наших воспитанников в обществе сверстников и социуме является сотрудничество

с социальными партнерами в сельской местности. Работа в этом направлении позволяет воспитывать интерес к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия; позволяет ребёнку проявлять и развивать свои индивидуальные способности; развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, обучению искусству общения – диалогу, беседе, дискуссии.

Таким образом, совместная партнёрская деятельность педагогов с социумом в сельской местности способствует созданию благоприятного климата в ДОО для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях с педагогами, сверстниками, родителями, а так же другими окружающими людьми.

Список литературы:

1. Божович Л. И. 1. Личность и ее формирование в детском возрасте, 1968.

2. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л. С. Выготский // Психология личности: хрестоматия. - Самара, 1990.

3. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. – Ростов н/ Д: Феникс, - 2007. – 208с. (Школа развития)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования образования (утв. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155).

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Использование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игрИспользование во взаимодействии с детьми дошкольного возраста коммуникативных игр Рада приветствовать всех на своей страничке! Ни для кого не секрет, что у современных детей недостаточно развиты навыки общения. Чтобы помочь.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с социальными партнерами (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Брюханова Олеся Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с социальными партнерами
Опубликовано: 28 марта 2023 в 15:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД