МААМ-картинки

Развитие ручной умелости в семье

Татьяна Пиляева
Развитие ручной умелости в семье

Развитие ручной умелости в семье (советы и рекомендации родителям)

У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя в основном они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы.

В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников?

Может быть в том, что родители стали меньше говорить со своими детьми, ведь многие из них страшно заняты на работе?. Да и сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).

Публикация «Развитие ручной умелости в семье» размещена в разделах

Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

А ведь известно, что пальцы органически связаны с мозговыми центрами.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное - речь.

Огромная роль в развитии тонких движений пальцев рук принадлежит семье.

Очень важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, не только в детском саду, но и дома.

Поэтому предлагаю вниманию родителей игры и упражнения на развитие ручной умелости, которые они могут организовать с ребенком в домашних условиях.

Игры на кухне

«Мамины помощники»

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением обеда или ужина. Малыш крутится возле Вас.

Предложите ему:

- перебрать горох, гречку, рис, пшено;

- пересчитать и разложить столовые приборы;

- составить узор или картинку из макарон;

- вылепить фигурки из теста;

- украсить бутерброды;

- придумать «вкусные» слова;

- назвать предмет, которым режут овощи, моют посуду и т. д.

Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки»

Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает на столе простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, треугольники дополнят его изображения.

Вечерние игры

• раскраски - раскрашивание изображений;

• трафареты - обводить по контуру и раскрашивать или вырезать;

• «рвакля» - рвать, мять, сгибать старые газеты, бумагу;

• с водой, в воде – пускать пузыри, играть с губками, слушать музыку воды;

• разные виды конструктора, мозаика, пазлы – собирать, соревноваться с папой, мамой или другими членами семьи;

• клубочки – сматывать нитки в клубочки (помоги бабушке);

• «грибник» - собирать игрушки с закрытыми глазами и др.

Мастерская Золушки (Самоделкина)

• Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

• Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц.

• Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

• Из кнопок, особенно из цветных, получаются необычные картинки.

• Предложите ребенку собрать бусы, браслеты из бусинок, бисера для мамы, сестренки или куклы.

• У папы всегда найдется мягкая проволока, научите ребенка ее скручивать и создавать маленьких человечков и фигурки животных.

• Из природного и бросового материала можно сделать множество различных поделок.

Экспериментируйте, фантазируйте вместе со своими малышами! Совместные дела и творческая активность способствуют сближению всех членов семьи, дети учатся быть инициативными, у них развиваются навыки самоорганизации.

Систематические занятия физическими упражнениями и разнообразными видами спорта повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка, развивают силу и ловкость рук, пространственную и моторную координации.

Поэтому организуйте дома

Мини-стадион

- лазанье по гимнастической стенке

- подтягивание на турнике

- лазанье по канату

- игры с мячом

- игра «дартс»

- прыжки на скакалке

- теннис

- бадминтон

Очень важно проводить с детьми массаж или самомассаж кистей и пальцев рук.

Массажные упражнения развивают силу, ловкость, тактильные ощущения рук ребенка.

- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

- Разминание каждого пальца вдоль, затем поперек (направление движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев).

- Прижимание каждого ногтя указательным пальцем, сдвигая палец, «катая» его влево – вправо. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.

- Потягивание за кончики пальцев (ногтевые фаланги)

Пальчиковая гимнастика за столом развивает точность и согласованность рук и глаз.

• Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

• Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

• Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

• Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе, поочередно и одновременно.

• Поочередная смена положения рук «кулак – ладонь – ребро» обеими руками и поочередно.

• Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола, сначала одной, затем другой, потом обеими руками одновременно.

• Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой рукой, а затем обеих рук одновременно.

• Имитация игры на пианино.

И так, в процессе предложенных игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики пальцев рук, у детей совершенствуется:

- Сила рук

- Ловкость рук

- Координация движений рук

- Внимание

- Зрительная память

- Переключаемость с одного вида движений на другой

- Согласованность движений руки и глаз

- Усидчивость

- Аккуратность

- Образное мышление

- Фантазия

- Готовность руки к письму

- Речь

Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук оказывает огромное влияние на развитие речи, развитие основных психических процессов, а, значит, и на всестороннее развитие детей-дошкольников.

Публикации по теме:

Направления логопедической работы с детьми группы рискаНаправления логопедической работы с детьми группы риска В последнее десятилетие особый интерес вызывает развитие ребенка до трех лет. Уровень современных научных знаний позволяет говорить о.

Кружковая работа в 1 младшей группеКружковая работа в 1 младшей группе В своём портфолио я поместила мои разработки основанные на личном опыте, которые помогают мне в работе с детьми 2-3х лет и, надеюсь, помогут.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие ручной умелости в семье (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Пиляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие ручной умелости в семье
Опубликовано: 27 марта 2014 в 18:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД