МААМ-картинки

Развитие речи в играх по приобщению детей к основам финансовой грамотности

Семячкина Галина
Развитие речи в играх по приобщению детей к основам финансовой грамотности

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Развитие речи детей происходит постоянно, во всех видах детской деятельности.

Публикация «Развитие речи в играх по приобщению детей к основам финансовой грамотности» размещена в разделах

На 2023-2024 учебный год одной из годовых задач работы нашего детского сада определена задача введения в образовательную деятельность ДОУ основ финансовой грамотности. Как же осуществлять решение задач по речевому развитию при формировании у детей основ экономической культуры?

В качестве средства формирования основ финансовой грамотности чаще всего используются различные дидактические игры. Главной особенностью таких игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет педагогам эффективно решать как задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний, так и задачи по развитию речи, т. е. решать обе задачи интегративно. Таким образом, при знакомстве детей с основами экономической культуры через игру можно одновременно формировать и закреплять также и речевые навыки детей.

Формирование словарного запаса:

- предметный словарь (называние профессий, предметов труда, продуктов труда, инструментов, частей предметов и т. д.);

- глагольный словарь (называние трудовых действий);

- словарь признаков (качества и характеристики предметов, наречия «много», «мало», «дорого» и т. д.);

- употребление местоимений, числительных, наречий, служебных слов (предлоги, союзы, частицы, междометий;

- подбор антонимов (густой – жидкий, сырой – вареный, горячий – холодный, мягкий – твердый, плотный – рыхлый, крупный – мелкий и т. д.);

- подбор синонимов (штора – занавеска – портьера - гардина; маленький – небольшой – крошечный – малюсенький; идти – шагать – топать - брести);

- классификация, обобщение предметов;

- работа над многозначностью слова (зеленый, свежий, крепкий).

Например, слово «зеленый» имеет и цветовое значение, и значение «незрелый»; слово «свежий» означает и «только что изготовленный» (например, свежий хлеб, и «прохладный» (например, свежий ветер); слово «крепкий» может употребляться в значении «прочный, такой, что трудно сломать, разбить, порвать» (например, крепкий орех, крепкая веревка, а может употребляться для определения других свойств различных явлений (например, крепкий сон, крепкий мороз).

Формирование лексико-грамматического строя (грамматической структуры языка) :

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

- согласование существительных с числительными;

- употребление падежных форм (игры «Что без чего?», «Кому что нужно?», «Чем пользовались при изготовлении?», «Кто кем работает?» и т. п.);

- образование относительных прилагательных («хлебный», «молочный», «овощной», «фруктовый», «мебельный», «обувной», «книжный», «спортивный», «цветочный», «деревянный», «железный», «стеклянный», «пластмассовый», «резиновый», «меховой», «шерстяной» и т. д.);

- употребление предложений разного типа, в том числе распространенных, сложносочиненных (с союзами «а», «но», «или», «только», «зато», «тоже») и сложноподчиненных (с союзами «что», «потому что», «для того чтобы», «чтобы», «когда», «как будто», «пока», «хотя», «так что», «как», с однородными членами, осложненных причастными и деепричастными оборотами и т. д.

В разговорной речи взрослых практически отсутствуют причастия и деепричастия (например, продающийся, продаваемый, продавая и т. п., соответственно, нет их и в речи детей.

Развитие навыков связной речи :

- повествование;

- описание предмета, события, явления, процесса (например, составление рассказа о профессии).

Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (это - яблоко, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Рассказ должен характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, быть логичным и развертываться в определенной последовательности. Речь ребенка должна быть содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Развитие навыков связной речи - важное условие овладения языком, его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.

Для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства.

Воспитание звуковой культуры речи. Работа с просодическими компонентами речи (темпо-ритмической и мелодико-интонационной организацией речи) :

- темп речи;

- плавность речи;

- ударение в словах;

- паузы в речи;

- интонация;

- сила голоса;

- громкость;

- логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов).

Развитие звуковой стороны речи – это не только усвоение звуков родного языка, правильное произношение, но и умение регулировать темп, громкость и т. п. Просодия рассматривается как комплекс элементов речи : мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей, соотнесения отрезков речи по длительности, общий темп, интонация, паузация, тембральная окраска, тон, ударение, ритм, речевое дыхание, что в целом влияет на общую понятность речи, ее восприятие.

Развитие диалогической речи :

- диалоги «покупатель»«продавец», «поставщик услуг»«клиент» и т. д.

В диалоге связность речи зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. В диалоге каждый из собеседников отвечает на вопросы другого. Обязанности по обеспечению связного диалога сначала выполняет взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок.

Воспитание интереса к художественному слову:

- чтение произведений художественной литературы по теме, рекомендованных основной образовательной программой.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_bunds.ppt | 378,5 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости»Фотоотчёт об участии в работе форсайт-сессии «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости» 6 февраля 2023 года на базе Таганрогского института им. А. П. Чехова (филиал) РГЭУ, состоялась форсайт-сессия «От финансовой грамотности к.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег»Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности "История возникновения денег" для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи в играх по приобщению детей к основам финансовой грамотности
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 12:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД