Лучший педагог года

Развитие речи у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке

оксана покатисова
Развитие речи у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке

Наиболее распространённой формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярностью зрения, фиксации взора и других функций зрительной системы.

Публикация «Развитие речи у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке» размещена в разделах

В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.

У детей с нарушением зрения отсутствует необходимый запас слов, нарушено понимание смысловой стороны слова, оно не соотносится со зрительным образом предмета. В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложений

Восприятие окружающей действительности у детей с нарушением зрения имеет специфические особенности. При значительном снижении остроты зрения у детей отмечается замедленность восприятия, фрагментарность, страдает полнота обозрения, наблюдательность.

Важным условием коррекционно-педагогической работы является перспективное планирование коррекционной работы на занятиях по развитию речи и развитию познавательной деятельности детей.

Перспективное планирование даёт учителю-дефектологу возможность решать задачи развивающего обучения в соответствии с требованиями программы и индивидуальными особенностями дошкольников с нарушениями зрения, дифференцированный подход не только по дефекту зрения, но и по индивидуальным особенностям личности

Вся коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога включает основные коррекционные задачи:

1. Восполнить недостатки развития всех сторон познавательной деятельности.

2. Развивать сохранные анализаторы

3. Формировать представления о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие фонематического восприятия.

4. Расширять чувственный опыт на основе ознакомления с окружающим миром.

Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по развитию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чём и как говорят дети с нарушением зрения, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идёт развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним миром развиваются умственные способности и речь ребёнка, воспитывается любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, любовь к родному краю. При организации ознакомления с действительностью и при обогащении словаря детей с нарушением зрения надо помнить об особенностях зрительных возможностей, так как не все предметы и явления доступны им для непосредственного визуального восприятия.

Педагоги специализированных детских садов при ознакомлении детей с окружающим на занятиях по социально-бытовой ориентировке должны обогащать сенсорный опыт детей, особенно зрительный. В связи с нарушением зрительных функций детей процесс наблюдения в природе следует организовывать с учётом доступности для их зрительного восприятия.

При проведении социально-бытовой ориентировке и развитию речи необходимо использовать различный иллюстративный материал (картинки, диапозитивы, реальные предметы).

При фронтальном показе детей с низкой остротой зрения надо посадить ближе или пригласить подойти. Изображение на картинках не должно быть перенасыщено объектами. Для развития грамматически правильной речи учитель-дефектолог предлагает предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

Речь только тогда несет компенсаторную функцию, когда она точно соотнесена с образом предмета, его признаками.

Поэтому одной из первостепенных задач учителя – дефектолога в работе с детьми с нарушениями зрения по развитию речи – формирование эффективных способов восприятия окружающего.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке
Опубликовано: 3 сентября 2020 в 18:41
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД