Папки-передвижки

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии

Ирина Малугина
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии

Аннотация: В статье рассказывается об актуальности проблемы развития речи у младших дошкольников. Автор рассматривает сущность метода сказкотерапии, показывает его эффективность и целесообразность.

Ключевые слова: речевое развитие, сказка, речь.

Публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии» размещена в разделах

Сегодня многие педагоги ДОО сталкиваются с проблемой недостаточно развитых навыков речевой деятельности детей. Поступающие в детский сад малыши часто имеют ограниченный словарный запас, им сложно выражать свои мысли и контактировать с окружающими. Поэтому очень важно заниматься проблемами речи и общим развитием младших дошкольников.

Одним из современных методов речевого развития детей младшего дошкольного возраста является сказка. Ведь язык сказок прост для восприятия, богат образными сравнениями и включает в себя несложные формы прямой речи. Сказочные герои большинству детей хорошо знакомы, им легко понять мотивы их поступков и следить за сюжетом. С помощью сказок ребята познают мир, учатся выражать свои эмоции, сопереживают героям, привыкают работать в команде и взаимодействовать друг с другом.

Включение в программу занятий сказок дает детям великолепные образцы русского литературного языка. Это простые и легкие для восприятия стихотворения Маршака, Чуковского, яркие образные повествования Ушинского, выразительный язык народных сказок.

Что же включает в себя сказкотерапия?

- рассказывание сказки (может быть как групповым, так и индивидуальным);

- постановка сказок с использованием различных видов театра (кукольный, пальчиковый, магнитный, би-ба-бо);

- сочинение сказок (придумывание новых историй, дописывание);

- анализ сказок (находить решение задачам, участвовать в исследовании героев);

- рисование сказок (тут потребуется наличие специальной подготовки, чтобы провести психодиагностическое рисование).

Наиболее популярными и востребованными сказками для развития речи младших дошкольников являются : «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и козлята». Через восприятие сказок закладываются основы нравственного воспитания, сохраняются народные традиции и преемственность поколений. Сказки развивают память, внимание, воображение и творческое мышление детей.

Для формирования четкого и правильного произношения отдельных фраз и слов в процессе сказкотерапии, можно использовать упражнения на звукоподражание. В процессе чтения сказки педагог просит детей произносить отдельные звуки и словосочетания, обращая внимание на интонацию, темп речи и силу голоса.

Педагогические задачи, которые решает сказкотерапия :

- формировать умение слушать, запоминать, анализировать поступки действующих лиц произведения;

- обогащать словарный запас ребенка, помогать говорить ему правильно и выразительно;

- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- развивать кругозор и интерес к художественной литературе;

- формировать навыки пересказа.

В работе со сказкой можно выделить три этапа:

1. Чтение сказки с ее последующим обсуждением. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может высказывать любое свое мнение и при этом не получит неодобрительной оценки от воспитателя.

2. Попросить детей нарисовать героя, который запомнился больше всего.

3. Проигрывание сказки по ролям. Предоставить ребенку возможность самому выбрать персонажа, а затем вместе проработать возможные проблемные моменты.

Завершающим этапом для формирования связной речи у младших дошкольников является умение одновременно рассказывать и показывать сказку. Для этого можно использовать настольный или кукольный театр, ставить мини-спектакли с костюмами и декорациями. С помощью таких мероприятий дети легко вживаются в роль сказочных героев, стараются передавать их мимику, интонации голоса, движения и даже черты характера. Все это способствует развитию любознательности, творческого воображения, познавательных способностей.

Таким образом, сказкотерапия расширяет детский кругозор, помогает в формировании целостного представления об окружающей действительности, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие ребенка. Регулярное восприятие сказок активирует функции памяти и внимания, побуждают к поиску нестандартных решений, а также мотивирует дошкольников к общению со сверстниками и взрослыми.

Список использованной литературы

1. Евтухова, Л. Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников / Л. Н. Евтухова, М. В. Пронина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5576/ ( дата обращения: 10.09.2022).

2. Бован, Е. Ю. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / Е. Ю. Бован. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 1-3. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15906/ ( дата обращения: 10.09.2022).

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки»Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки» Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки». Все педагоги в сфере коррекционного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии
Опубликовано: 14 сентября 2022 в 13:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Малугина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД