Папки-передвижки

Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников

Татьяна Гицевич
Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников

Способность членораздельной речи является

одним из наиболее значительных и

характерных проявлений человеческой личности.

Е. И. Тихеев

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогики как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, мышление. Развитие речи влияет на все психические процессы. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем для выражения своих мыслей, чувств, эмоций. Ему будет легче строить свои отношения с людьми, вести переговоры, выражать своё"Я".

Публикация «Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников» размещена в разделах

Речь это не только средство человеческого общения, познания действительности, но и канал приобщения человека к ценностям духовной культуры.

Поэтому от развития речи зависит социализация ребёнка. Чем успешнее она будет, тем гармоничнее будут отношения с самим собой и с обществом.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста является комплексной. Её решение зависит от возрастных этапов и программы ДОУ. Программа "Детство", которую использует наш детский сад, акцентирует внимание на создание в каждой возрастной группе развивающей среды именно для развития речи. В старшей группе к книжному уголку присоединяется "Полочка умных книг", куда ставят познавательные книги и периодически их меняют по темам недели. Книги красочные, с иллюстрациями, для того чтобы привлечь детей. В подготовительной группе мы организуем библиотеку "Читаем сами", откуда дети могут взять домой понравившуюся книгу. Главным требованием к книге: шрифт, красочность. Шрифт должен быть крупным, лучше использовать книжки из серии" Читаем сами". Они наиболее подходят для детей старшего дошкольного возраста. Важным моментом является доступность и возможность взять в руки и посмотреть иллюстрации в любой момент. В группе должно быть несколько книг с рассказами или сказками, которые дети очень любят.

По желанию детей можно перечитывать эти произведения по несколько раз. Это помогает детям ещё раз пережить приключения с любимыми героями, и создаёт у детей благоприятное эмоциональное состояние. После чтения всегда происходит обсуждение произведения. При этом воспитатель задаёт только вопросы, не высказывая своего отношения к героям, пытаясь определить позицию ребёнка.

Работа по данной проблеме ведё тся и на занятиях по двум направлениям: работа над связной речью и элементарное приобщение к русскому языку как к сложной системе.

Важным условием развития речи детей является общение. Собеседниками ребёнка должны быть как дети, так и взрослые. Но особенно необходимо чтобы ребёнок общался со своими сверстниками. Играя, обменивался мыслями, чувствами. Поэтому необходимо, при сегодняшней загруженности детей в детских садах, выделять им время для самостоятельной деятельности. Никакое духовное и словесное общение детей со взрослыми не может заменить общение со сверстниками. Никогда дети не говорят так много, охотно, непринуждённо обо всём том, что им ближе и дороже всего как в своём детском обществе. Так в общении и развивается речь детей.

Таким образом, дошкольный возраст -это период активного усвоения ребёнком разговорной речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания.

Литература.

1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 2007

2. Гербоваа В. В. Учусь говорить:- Метод. рекомендации для воспитателей- М. - Просвещение, 20011

Публикации по теме:

Консультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников»Консультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Тема: "Путешествие в мир Театралию"Цель: вызвать интерес к театрально-игровой.

Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные.

Игровая технология  «синквейн» как средство развития речи старших дошкольников Игровая технология - «синквейн», как средство развития речи старших дошкольников. «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,.

Консультация «Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников» В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы.

Презентация «Общение как основа социально-личностного развития» 1. слайд. Общение – это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений,.

Организация игровой деятельности дошкольников как метод социально личностного развития ребенка (старшая группа детей с ОНР) Игра-это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения.

Программа профессионально-личностного саморазвития «Театр как средство развития речи у детей» Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Рожковой Надежды Евгеньевны на 2018 – 2019 учебные года Методическая тема:.

Развитие речевых коммуникаций педагога как фактор успешного развития речи ребёнка 1. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 2. «На земле есть самая большая роскошь, доступная.

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Гицевич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи как фактор социально-личностного развития старших дошкольников
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 15:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД