Папки-передвижки

Консультация «Развитие речи дошкольников»

Светлана Домарева
Консультация «Развитие речи дошкольников»

Развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей происходит на протяжении всего дошкольного детства, а так же далеко за его пределами.

В рамках этой темы можно говорить о многом:

Публикация «Консультация „Развитие речи дошкольников“» размещена в разделах

- о развитии речи человека на протяжении всей его жизни;

- об особенностях развития речи ребёнка в том или ином возрасте;

- о факторах развития и становления речевых способностей ребёнка (как способствующих этому, так и затормаживающих);

- об актуальности этого вопроса и необходимости реализации программы по развитию речи в детских садах и многое другое.

Существует много форм развития речи у детей дошкольного возраста, которые можно успешно реализовывать в условиях ДОУ, создавая специальную речевую среду для развития.

Сензитивным (то есть наиболее благоприятным) периодом развития речи человека является период от рождения до шести лет.

Из этого следует, что для развития речевых способностей человека ещё в детском возрасте должна быть создана благоприятная окружающая, а в нашем случае речевая, среда.

Речевая среда складывается из следующих социальных единиц: это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребёнок.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.

Понятно, что речевая среда – это прежде всего правильно поставленная речь взрослого, так как именно в дошкольном возрасте ребёнок копирует взрослого, перенимая местный говор, особенности диалектизмов, вульгаризмов. Понятно, что с малышами следует говорить грамотно.

Согласно ФГОС, «Речевое развитие» выделяют в отдельную образовательную область. Речевое развитие предполагает :

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие, связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурной, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико - синтаксической активности, как предпосылки обучения грамоте.

В педагогической практике существует несколько групп методов речевого развития :

• наглядные (наблюдения, рассматривания, экскурсии);

• словестные (чтения, пересказы, рассказывания, беседы, заучивание наизусть);

• практические (игры, инсценировки, упражнения).

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

И если говорить о благоприятной речевой среде детского сада, то предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, ещё не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Что на прямую влияет на развитие речи у детей?

1. Развитие речи посредством художественной литературы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

2. Средствами дидактической игры.

Это развивает связную речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли. А так же способствует развитию памяти (в том числе и зрительной, внимания, логического мышления. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

3. Театрализованная деятельность.

Делает жизнь детей интересней, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Тем самым развивается речь детей.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.

Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться. Как следствие, у детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе.

4. Пальчиковая гимнастика:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь ребёнка;

повышает работоспособность коры головного мозга;

развивает у ребё нка психические процессы: мышление, внимание, память, воображения;

снимает тревожность.

5. Заводя разговор о развитии речи нельзя не поднять и вопрос развития мелкой моторики рук. Это два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики :

игры с мелкими предметами

(мозайка, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);

лепка;

массаж пальцев и кистей;

пирамидки;

игрушки-шнуровки;

кубики;

сухой бассейн.

6. Развитие речи детей по средством музыкальных занятий.

Основополагащий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение.

7. Художественное творчество.

Чем больше ребёнок умеет и хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствование мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Как уже говорилось ранее функции руки и речь развиваются параллельно.

8. Прогулка.

Это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.

o Экскурсия - даёт возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Целью экскурсий является уточнение или обогащения активного и пассивного словаря запас детей, расширения представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.

o Подвижные игры – способствуют развитию подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса, это достигается путём проговаривания потешек, стихотворений, словесного сопровождения игр.

Так же необходимо учитывать, что работа над развитием речи детей по программам ДОУ будет более эффективной при условии включения в работу по развитию речи родителей воспитанников.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Автор публикации:
Консультация «Развитие речи дошкольников»
Опубликовано: 30 января 2023 в 23:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Домарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД