Получи документы

Развитие речи детей с ТНР в процессе конструктивной деятельности

Светлана Шишкина
Развитие речи детей с ТНР в процессе конструктивной деятельности

Современные дети живут в очень насыщенной информационной и технологической среде. Их окружает множество роботизированных устройств и интерактивных игрушек, способствующих формированию инженерного мышления, которое, в свою очередь, формируется на основе научно – технической деятельности и конструирования. Одними из самых популярных инструментов для организации такой деятельности являются конструкторы ЛЕГО.

Публикация «Развитие речи детей с ТНР в процессе конструктивной деятельности» размещена в разделах

Конструктор ЛЕГО мы с воспитателями используем в своей работе очень широко: в свободной деятельности, в индивидуальной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности, в коррекционно – развивающей работе.

В нашей группе создан уголок конструирования, где очень много развивающих конструкторов (кубики, строительные наборы, конструктор-трансформер, напольный конструктор, блочный конструктор, лего и мн. др.) Обилие разных видов технического конструирования вызывают особый интерес у детей. Ведь с его помощью ребенок может осуществить любую свою мечту: построить машину, дом, город, корабль, куклу. Любой предмет можно сконструировать с помощью Лего!

Организуя деятельность детей с использованием конструктора ЛЕГО, мы обнаружили «побочный положительный эффект» : в процессе конструирования развивается не только структурно – логическое мышление, внимание, память, мелкая моторика, но и решаются задачи по развитию речи : обогащается словарный запас, дети учатся грамматически правильно строить предложения, закрепляется умение правильно использовать в речи простые и сложные предлоги, а так же интереснее и продуктивнее проходит работа по подготовке к обучению грамоте.

Работа по включению конструктора ЛЕГО в образовательную деятельность начиналась в нашей группе со знакомства с конструктором ЛЕГО. Дети любят заниматься конструктором в свободной деятельности. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора ЛЕГО и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности.

Конструктивную деятельность мы строим совместно с воспитателями согласно тематическому планированию, подбирая разные темы для строительства. Например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Мое любимое животное», «Новогодняя елочка».

Работа по лексическим темам с применением ЛЕГО–конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

С помощью ЛЕГО – элементов воспитатели разрабатывают различные пособия и используют их для проведения дидактических игр и упражнений, целью которых является развитие высших психических функций, коррекция речи, формирование коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, интереса к обучению грамоте, создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии. Например:

• ДИ «Чудесный мешочек» - развитие речи, тактильного восприятия формы предмета (педагог помещает разнообразные детали в мешочек, и просит найти определённой формы овал и тд);

• ДИ «Запомни и повтори» - коррекция памяти, мышления и речи (педагог собирает постройку, подробно разбирает её с детьми, из каких деталей она состоит; затем скрывает постройку от глаз детей, а ребята по памяти её воспроизводят);

• ДИ «Запомни и выложи ряд» - выставляется ряд деталей с соблюдением закономерности формы, дети выклыдывают этот ряд затем по памяти.

Также воспитатели применяют такую форму работы как «конструирование по условиям». Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать.

Применение дидактических упражнений с использованием LEGO–элементов помогает проведению занятий по формированию лексико – грамматического строя речи, а так же по подготовке и обучению грамоте. Чтобы детям было легче понять термин «звук», использую LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Для этого использую ЛЕГО человечков в разноцветных костюмчиках: в красных – гласные звуки, в синих – твёрдые согласные, в зелёных – мягкие согласные. Предлагаю детям провести звуковой анализ слова. Например:

• Гласный звук А пришёл в гости к своему другу согласному звуку П. они встали рядом и получился слог ПА. Сколько звуков в слоге? Назови первый (второй? Сколько гласных звуков? Сколько согласных твёрдых? Какой по счёту гласный (согласный) звук?

Позднее при анализе слов, человечек устанавливается на кирпичек 2*2, символизирующий слог. Таким образом определяем количество слогов в слове.

Для проведения анализа предложения используем короткие и длинные кирпичики: короткие и длинные слова.

Употребление предлогов в речи отрабатываем на сюжетных ситуациях. Для этого используем постройки, которые были выполнены детьми в свободной деятельности (предметы мебели, транспорт и др). Обыгрываются ситуации: накрываем на стол; рассади гостей; отправляемся в путешествие, кто где спрятался и др.

Игры с ЛЕГО способствуют развитию не только лексикона ребёнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов.

Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением ЛЕГО–технологий делает образовательный процесс более результативным. В результате системной и углубленной работы с конструктором ЛЕГО у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.

Важную роль так же занимает работа с родителями. После проведения опроса и выявления проблем и трудностей у родителей с детьми в конструировании, для родителей проводили консультации («Почему конструктор лучше другой игрушки?», «Конструирование в детском саду», беседы. Для организации игр разработаны буклеты: «В мире конструирования», «Конструирование – фундамент всестороннего развития ребёнка». Так родители с детьми стали чаще заниматься конструированием дома. А с семьёй Коршикова Егора мы приняли участие во Всероссийском инженерном марафоне 2020 и стали победителями в номинация «Дружная инженерная семья». Был разработан проект «Парад Победы».

По итогам проделанной работы по применению LEGO–технологий в речевом развитии детей прослеживается положительная динамика.

Таким образом, всё выше изложенное, позволяет сделать вывод: применение LEGO технологии в условиях интеграции образовательных областей способствует речевому развитию дошкольников.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-na-omo_molmj.pptx | 14282,38 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи детей с ТНР в процессе конструктивной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Шишкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи детей с ТНР в процессе конструктивной деятельности
Опубликовано: 12 марта 2022 в 13:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД