Получи документы

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности

Татьяна Екимова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В детстве что? Кружись и падай,

На одной скачи ноге.

Сам себя смеши и радуй

В голубом дождевике…

Доставляй себе веселье

Из всего. Из рук и ног,

Из болезни, из безделья,

Из бумаги, из чулок…

А. Кушнер

Вот так из всего – языка, губ, пальцев, звуков – мы придумывали себе веселые игры-упражнения. Даже имена и фамилии нам пригодились.

Начинались наши занятия со знакомства. «Назови себя сам» - так называется наша первая игра. Очень важно привыкнуть к звучанию своего имени, а когда ребята подрастут, то произносят и фамилию. К средней группе некоторые уже величали себя по имени и отчеству, к чему мы все старались относиться с большим уважением.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности» размещена в разделах

В течение первого месяца пыталась подружить детей, используя стихи, песни о дружбе. Знакомила со сказкой «Как собака друга искала». Водили с детьми хороводы, которые способствуют сближению детей.

В начале занятия мы, как правило, занимались пальчиковой гимнастикой. Речь у малышей еще непроизвольно-эмоциональная, она только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат.

На своих занятиях я создавала некоторые проблемные ситуации, например, «Конфликт игрушек», «Научи меня» - умные дети, непонятливый воспитатель.

В младшем возрасте у детей активно накапливается и обогащается словарь.

Вся словарная работа в младшей группе была направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Главный прием – многократное повторение. В это время знакомила детей с разными значениями одного и тоже слова, чтобы в дальнейшем адекватно его использовать. Значительное место при этом отводилось наглядности.

Знакомила понемногу с театральными терминами : сцена, занавес, зрительный зал и др. Называние нового или трудного слова - активный прием обогащения словаря. Слово произносится медленно, четко, но не по слогам. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения. Называние может сопровождаться показом объекта. Иногда слово нужно сопровождать толкованием, например «Аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло мы их хорошо видим». Хоровое повторение усиливает речевую активность, способствует закреплению нового слова.

В дидактических играх дети отвечали на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Какой?», «Что делает?» При назывании действий объекта, дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Употребляют обобщающие слова.

Заучивали потешки, чистоговорки, считалки, загадки. Разыгрывали стихи. Играя в хороводе, дети радостно, легко, естественным путем усваивают и запоминают стихи, песни, без специального заучивания.

Особое место занимала сказка. Сказку обязательно рассказывала, а не читала. Важно сохранить народный текст. Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с народной культурой. Благодаря неоднократному повторению, тексты сказок запоминаются детьми почти дословно. Ребенок овладевает различными речевыми формами. Использует и прозаическую и стихотворную форму.

Также читали и разыгрывали этюды авторских произведений: Маршака, Сутеева, Чуковского.

В качестве сюрпризного момента использовала «Волшебный чемодан», открыть который можно было, только сказав волшебные слова «крибле-крабле-бумс!» Говорить их надо всем и вместе. А потом…потом, затаив дыхание, мы ждем…. Вот чемодан приоткрывается, там что-то происходит, наконец открылся! А в нем могут находиться разные театральные куклы, например, наш веселый и неугомонный Петрушка. Могут появиться театральные маски, шапочки, костюмы.

Появившемуся из «Волшебного чемодана» сказочному герою дети рассказывали, например, где были в выходной день, что видели. И даже замкнутые или очень плохо говорящие дети с куклами пытаются разговаривать. Ситуация дает повод заговорить, впервые попробовать себя в монологической речи, способствует развитию памяти. Надо запомнить и рассказать все, что произошло в выходные дни. С помощью «Волшебного чемодана» прокладываются первые тропочки взаимопонимания и доверия.

У нас начинался активный «звериный период». Так я называю время, когда мы делали этюды и играли в зверей. У многих дома есть кошка или собака. И первые задания – наблюдать за их повадками, учиться двигаться, как они. Зверей изучать легче, чем человека, и изобразить также несравненно проще. Сказки «Колобок», «Теремок» - замечательный материал для занятий. Здесь можно «переиграть» всех зверей. Дети сами решают, кем им хочется быть. Про всех зверушек придумываем истории: откуда они, какое у них настроение, что делают перед встречей друг с другом. Если исполнителей больше, чем действующих лиц в сценарии сказки, то увеличивали их число. Подбирали для них стихи. Взрослые играли только ведущих-сказочников.

Дети очень любят подвижные игры. В конце каждого занятия, в качестве подарка детям проводила подвижную игру, или веселый танец – импровизацию под музыку.

Водящего в игре выбирали при помощи выученных считалок.

В младшей группе, прежде всего, формируется интерес детей к театрализованным играм.

o Сначала дети наблюдали театральные постановки взрослых или старших детей.

o Затем проводились индивидуальные игры. «Игра рядом»

o Следующий этап – игра в группе детей.

o Последний этап – имитация действий фольклорных и литературных персонажей к имитации образа в игре-драматизации.

Постепенно игры-имитации усложняли. Какие усложнения могут быть?

1. Сначала игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц. Дети проснулись, потянулись. Воробушки машут крыльями.

Имитация звуков. Воробушки чирикают. Имитация основных эмоций человека.

Выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши.

2. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героев, звукопроизношениями. Веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать. Воробушки замахали крыльями и весело зачирикали.

3. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (храбрый петушок шагает по дорожке)

4. Игра-импровизация под музыку (веселый дождик, листочки летят по ветру и падают на землю)

5. Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, под чтение воспитателя.

6. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, которые рассказывает воспитатель.

7. Ролевой диалог героев сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и др. (используя настольные театры, би-ба-бо)

8. Инсценирование фрагментов сказок о животных, например, «Теремок»

9. Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам, например, «Репка», «Колобок»

В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Устойчивыми должны быть обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце спектакля все артисты кланяются, а зрители благодарят их, хлопают в ладоши.

В младшей группе проводился показ одного спектакля в конце года.

Раньше, когда мы набирали детей с 2 лет, было показано с младшей группой 2 спектакля : в середине года и в конце. Дети уже были готовы играть на сцене, правда речь еще была не у всех выразительная. Но какими они все были непосредственными и трогательными! И в средней группе, уже в ноябре месяце с этими детьми мы провели праздник «Ярмарка» с показом нашей районной администрации и воспитателям из других садов. Все получилось здорово!

За время существования моего кружка в младшей группе были подготовлены и показаны следующие спектакли:

o Курочка Ряба

o Теремок

o Приключения Красной шапочки в День ее рождения

Вывод: в процессе театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте

o Активизируется словарь ребенка

o Совершенствуется ЗКР

o Совершенствуется интонационный строй речи

o Ребенок яснее и четче начинает изъясняться

o Улучшается диалогическая речь

o Улучшается грамматический строй речи

Литература:

Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу»

Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»

Шурочкина И. С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми», справочник старшего воспитателя – 2008 год.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Екимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности
Опубликовано: 13 июня 2021 в 12:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД