Получи документы

Развитие речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста

Наталья Мамаева
Развитие речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста

От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Развитие речемыслительной деятельности - важная задача подготовки дошкольников к школе.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. В своем становлении мышление человека проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия становления мышления. Логика не врожденна изначально, а развивается постепенно в процессе взаимодействия с предметами.

Публикация «Развитие речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К началу обучения в школе нужно начать формирование у детей научного понятия. Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков предметов, т. е. свойств и отношений, присущих ряду однородных предметов. Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии и связаны с тяжестью речевого дефекта.

Логическое мышление у ребенка формируется, на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Логическое мышление – это мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить её в ясной и понятной другим людям языковой форме. (Именно поэтому принципиально важно при работе над развитием логического мышления, речемыслительной деятельности у детей, чтобы они научились соблюдать последовательности при изложении своих мыслей и вслух объяснять, обосновывать свои суждения и причинно-следственные связи.)

Система формирования речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями, включающей развитие логического мышления, пространственно-временных представлений через экспериментирование и продуктивные виды деятельности, способствует развитию мыслительных процессов, коммуникативных навыков у дошкольников, коррекции речи и формированию готовности к школьному обучению.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР в процессе экспериментирования.

Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений. Также, в дошкольный период, ведущей является игровая деятельность, а наиболее эффективной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, т. е. в активных формах познания окружающего мира. В процессе экспериментирования активизируются все каналы восприятия.

Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, О. Л. Князевой и др. показали, что развитие поисковой деятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых.

Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментирования. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова, знакомятся с корневым смыслом объекта познания. У дошкольников развивается словарь. Дети учатся подбирать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег – снежинка – снежный – снеговик). Дошкольники учатся рассуждать задавать вопросы и обращаться с просьбами, что способствует развитию мыслительных умозаключений.

Уточнение и обогащение пространственно - временных представлений детей. Включение в систему работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно – временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразиться на формировании неречевых процессов, упредит возникновения графических ошибок на письме. Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализатора в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности. Это и различение настоящего, прошедшего времени, и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (я рисую машину – я нарисовал машину).

Педагогический процесс, направленный на развитие речемыслительных операций у старших дошкольников с использованием предметно-практической деятельности

Формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями также способствуют продуктивные виды детской деятельности, поскольку в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т. к. речь приобретает действительно практическую направленность, имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности (М. Кольцова). В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.

Итог-вербализация умственных действий;

- формирование речемыслительной деятельности;

- направленность на совмещение развития устной речи и творческого мышления.

Важным моментом всех занятий является направление на совмещение развития устной речи и творческого мышления. На занятиях подводят детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы является вербализация умственных действий, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности

Одним из самых сложных видов речевой деятельности дошкольников является коммуникативная деятельность, требующая от ребенка умения анализировать и обобщать получаемую информацию, доказывать свою собственную точку зрения.

Таким образом, коммуникативно-речевое взаимодействие предопределяет речевое развитие ребёнка дошкольного возраста на основе субъект-субъектного взаимодействия, обеспечивает преемственность и общность подходов семьи, дошкольных образовательных учреждений и школы к развитию всех сторон речи и подготовки его к школе. Это создаёт перспективу личностного становления, овладения образовательными стандартами на протяжении всей жизни, реализации себя как личности.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Развитие творческого замысла у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности «Развитие творческого замысла у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности» Выполнила: Александрова Н. С. Нижний.

Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 2 часть 2 часть. 2.2. Особенности развития и организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах. Выбирая материал.

Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 3 часть 3 часть. 3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. 3.1. Оценка развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Оценивая развитие театрализованной.

Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 4 часть 4 часть. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4.1. План мероприятий по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Приобщение детей, педагогов,.

Развитие памяти детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности Изучением проблемы развития художественно-творческой деятельности дошкольников занимались многие ученые (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, С. Л.

Развитие памяти детей дошкольного возраста в игровой деятельности Для детей дошкольного возраста игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие их всестороннего развития, в.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности Дошкольный возраст является уникальным периодом процесса формирования личности ребенка, так как в этот период развиваются представления.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности В современном мире все больше становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 15:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мамаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД