МААМ-картинки

Развитие психолого-педагогической компетенции родителей как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста (1 фото)

Катя
Развитие психолого-педагогической компетенции родителей как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста

Составил: педагог-психолог, Еретина Екатерина Сергеевна

ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»

Одним из значимых направлений в деятельности реабилитационного процесса является работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос становления, формирования и развития психолого-педагогических компетенций родителей является актуальным в нашем современном обществе. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» одним из основных принципов является партнерство с семьей, психолого-педагогическая поддержка и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей с ОВЗ. Развитие психолого-педагогической компетенции родителей : формирование необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и т. д. – одно из важных направлений психолого-педагогической помощи семье.

Публикация «Развитие психолого-педагогической компетенции родителей как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей с ОВЗ, неслучайно уделяется особое внимание. Для детей, контакт которых сужен с окружающим миром, неизмеримо возрастает роль и значимость семьи. Родители так же, как и дети, нуждаются в реабилитации, адаптации в сложившейся ситуации. В своих трудах, педагог-психолог В. В. Ткачева, писала о том, что успешность социализации ребенка с ОВЗ во многом определяется детско-родительскими взаимоотношениями, она отмечает, что родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцирует развитие дисгармоничных форм взаимодействия ребенка с социальным окружением и формирует дезатаптивные черты личности, такие как - агрессивность, тревожность, отгороженность. [2] Поэтому родителей нужно готовить к правильному, адекватному восприятию и принятию детей с отклонениями в развитии, повышая их психолого-педагогическую компетенцию. Ведь именно от родителей зависит здоровье, физическая и психическая подготовленность, социализация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

В широком смысле компетенция означает набор знаний и навыков [3]. В состав психолого-педагогической компетенции родителей входят психологические, педагогические знания, знания о себе как родителе и знания о своих детях (например, закономерности развития детей, их потребности в каждом возрасте и т. д.) Умения и навыки исполнения родительских функций и др. Эмоциональная составляющая, она определяет оценочные отношения к детям и к себе, осознанность родительских и детских ролей в кругу семьи, гармоничное проявления родительских чувств к детям и культивирование любви в семье. Поведенческая составляющая характеризуется осуществлением деятельности (активности) родителей по уходу за детьми, материальному обеспечению семьи, воспитанию и развитию детей в благоприятной психолого-педагогической среде, а также формирование семейной культуры. К ним относят также умения родителей конструктивно общаться в окружающей ребенка среде, разрешать конфликты, организовывать внутрисемейное взаимодействие, формировать систему жизненных ценностей, успешную социализацию).

Эффективность психологической работы с родителями в условиях реабилитационного центра зависит от правильно выбранных форм и методов работы. В своей профессиональной деятельности я следующие направления и формы работы направленные на развитие психолого-педагогической компетенции родителей :

1. Психолого-педагогическое просвещение и психопрофилактика.

Психолого-педагогическое просвещение родителей охватывает широкий спектр вопросов, призванных повышать уровень психолого-педагогические компетенции родителей. К основным вопросам можно отнести: индивидуальные особенности развития ребенка, зависящие от сочетания и тяжести нарушений его развития; основные закономерности и возрастные этапы развития ребенка с ОВЗ; психологические трудности и кризисы на определенных возрастных этапах развития ребенка; перспективы физического и интеллектуальность развития ребенка с ОВЗ; пути повышения коррекционно-развивающей деятельности и организации коррекционно-развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка; конкретные приемы и методы коррекционно-развивающей воздействия в определенных ситуациях.

Психолого-педагогическое просвещение и психопрофилактика осуществляется с применением различных форм: групповые (консультации, беседы, мастер-классы, тренинги и т. п.) Индивидуальные (консультации, беседы, индивидуальные занятия).

Осуществляется подбор психолого-педагогической литературы для родителей.

Книги, Н. В Волковой, Б. С. Волкова: «Возрастная психология : от рождения до поступления в школу»; «Детская психология : от рождения до школы» (2009); «Детская психология в вопросах и ответах» (2002). В книгах раскрываются основные вопросы и описываются закономерности развития ребенка на различных этапах возрастного развития и социализации. Каждая из книг имеет собственную специфику. К примеру, в «Возрастной психологии» делается акцент на закономерностях возрастного развития, в «Детской психологии : от рождения до школы» обсуждаются вопросы психологического развития в период дошкольного детства, объединяет данные издания и делает их полезными и доступными для родителей общая форма представления теоретического материала. Содержание представлено в форме рассмотрения конкретных педагогических ситуаций, постановки и решения педагогических задач, ответов на вопросы. Родителю становится понятна связь между: психологическим феноменом и формами его проявления в поведении ребенка; проявлениями в поведении ребенка и способами психолого-педагогического воздействия; социальной ситуацией и особенностями детского развития.

Педагогические (ситуационные) задачи – это тоже доступные опыту родителя ситуации, но описанные более развернуто, с большим количеством деталей и подробностей, которые необходимо учесть, чтобы ответить на вопрос. Далее авторы предлагают развернутый анализ и ответ, знакомясь к которыми, родители, с одной стороны, овладевают культурой анализа ситуации с позиции состояния ребенка, с другой -получают возможность оценить и скорректировать собственные действия. Также в данных книгах предлагаются вопросы, традиционно волнующие родителей или находящиеся «в зоне ближайшего развития» родительских компетенций. Например «Какой должна быть оценочная реакция родителей на неудачи ребенка?» и. д. Ответы структурированы, конкретны, не велики по объему, что делает информацию приемлемой и удобной для восприятия и запоминания. Ситуационные задачи обсуждаются во время мастер-классов, каждый родитель высказывает свою точкузрения по поводу конкретной ситуации. Также осуществляется подбор психолого-педагогической литературы рекомендованной для родителей, воспитывающих детей ОВЗ : «Обычные семьи, особые дети.» ( Авторы: Селигман М., Дарлинг Р.); «Дети с недостатками развития : Книга в помощь родителям» ( Автор: Тингей-Михаэлис К.). В книгах описываются стадии адаптации семьи к жизни с особым ребенком и пути сотрудничества семьи со специалистами, позволяющие организовать оптимальную помощь ребенку и семье в целом.

2. Психокоррекционная работа с семьей.

Задачи психокорекционной помощи семьям : разрешение сложностей по принятию собственного ребенка, формирование мотивации у родителей к взаимодействию со специалистами, обучение родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка с ОВЗ; выявление психологических внутрисемейных факторов, способствующих гармоничному развитию ребенка с ОВЗ.

Психокоррекционная работа включает в себя диагностику, консультирование и коррекционные мероприятия (индивидуальные и групповые). Родителям необходима психологическая помощь, направленная на формирование адекватных форм взаимодействия с внешним миром.

Психологическое изучение проблем, возникающих у членов семьи, в связи с воспитанием ребенка с ОВЗ. На этапе диагностики происходит знакомство с семьей. Родителям задаются основные вопросы, касающихся детско-родительских отношений. Данная информация, помогает оценить психологический климат в семье. Для выявления уровня сформированности психолого-педагогических компетенций родителей используется метод анкетирования, авторская методика В. В. Ткачевой «Развитие психолого-педагогической компетенции родителей». [2] Анкетирование, опросники, беседа позволяют получить информацию о какой-либо стороне семейного воспитания. Выявить степень вовлеченности родителей в развитие ребенка. Уровень родительских требований и педагогической культуры семьи. Отвечая на вопросы в анкете, родители рассказывают о стиле общения между взрослым и ребенком, о методах воспитания в семье, о том, как проводят досуг, какую читают литературу, какие предпочитают игры и т. д. По итогу диагностических работ, совместно с родителями определяется круг трудностей с которыми необходимо работать.

Консультирование проводится по результатам каждого занятия. Совместно с родителями анализируем как работал ребенок на занятии, обсуждаются успехи, дефициты, что необходимо повторить и закрепить родителям дома. Разрабатываются необходимые рекомендации. Такие консультации позволяют родителям отследить динамику развития ребенка и изменения.

Также проводятся индивидуальные консультации с родителям по запросу. Родители обращаются за психологической помощью по различным вопросам: страхи, раздражение к собственному ребенку, отношения между супругами и т. д. Целью является помочь родителям разобраться в проблеме, найти пути решения, снять эмоциональное напряжение, гармонизировать эмоциональный фон родителей.

3. Вовлечение родителей в совместную деятельность коррекционо-образовательной направленности. Участие в коррекционно-развивающих занятиях с ребенком и в тематических семинарах, досуговых мероприятиях, тренингах. Совместные практические занятия с ребенком и родителями.

Успешная коррекционная работа с ребенком затрудняется, когда родитель не владеет базовыми психолого-педагогическими знаниями и умениями в области воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Работа специалистов центра направлена на то, чтобы родители были не пассивными наблюдателями, а активными участниками воспитания и обучения своих детей.

Присутствие родителей на занятии дает массу преимуществ. Во-первых, родитель видит своего ребенка в процессе деятельности. Видит как ребенок справляется с заданием, как его выполняет, как овладевает новыми умениями и навыками. Во-вторых, ребенок ощущает, что родитель это помощник к которому он всегда может обратиться в случае затруднений, он знает, что его поддержат, помогут. Присутствие родителей на занятиях предоставляет возможность увидеть объективную картину развития своего ребенка, тогда у них складывается картинка, что умеет делать ребенок, что он еще не освоил на данном этапе развития. У родителей появляется мотивация в домашних условиях закрепить успехи своего ребенка. Также у родителей имеется возможность после занятия задать интересующий вопрос.

Организуются мастер-классы, тренинги: мастер-класс «Я и мой ребенок»; занятие с родителями «Материнское сердце»; тренинг «Вместе мы справимся».

Тренинги и мастер-классы с родителями направлены на повышение психологической компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, организации взаимодействия ребенка с микросоциальным окружением ребенка в соответствии с особенностями отношения к нему в семье: система требований, запретов, уровнем удовлетворения потребностей, проявлением интереса к его внутренним переживаниям, успехам, достижениям. развитие внутрисемейных взаимоотношений, понимания, доверия и сочувствия между ребенком и родителем. Результатами проведения упражнений являются: осознание, что мир ребенка отличается от мира взрослого, переосмысление воспитательных установок и стереотипов мышления, эффективное взаимодействие в системе «родитель-ребенок» и т. д.

Развитие психолого-педагогической компетенции родителей как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста

В результате проведенной работы, наблюдается повышение психолого-педагогической компетенции родителей. Родители осознают, что активное участие в развитии ребенка ведет к улучшению дефицитарных показателей, у них формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Тесное сотрудничество «специалист-родитель» помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома, принимать ребенка таким какой он есть - во всех его проявлениях. Таким образом, компетентные, правильно подготовленные и оптимистичные родители оказывают наиболее эффективное влияние на образование, адаптацию и позитивную социализацию своих детей.

Список литературы:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/?ysclid=les0p7ub1w989517330 (Дата обращения 16.02.2023)

2. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. — М. : Национальный книжный центр, 2014. 160 с. (Специальная психология.)

3. Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. №4 (9). С. 87-94.

Публикации по теме:

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие психолого-педагогической компетенции родителей как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 09:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД