Папки-передвижки

Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада

Татьяна Иванова
Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада

Проектная, поисково-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для поддержки детской инициативы и самостоятельности детей и помогает им научиться работать в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Дошкольники и педагоги свободны в выборе материала, способов и видов деятельности.

Публикация «Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада» размещена в разделах

Вот уже несколько лет педагоги нашего детского сада реализуют проектную поисково-исследовательскую деятельность. Все начиналось с педагогического исследовательского проекта «Ребёнок в мире поиска» по развитию у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности при ознакомлении с окружающим. Цель проекта : создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности личности ребёнка через поисково-исследовательскую деятельность Проект «Ребёнок в мире поиска» принял участие во всероссийском конкурсе исследовательских педагогических проектов и занял второе место. В рамках проекта была создана система совершенствования профессионального мастерства педагогов по проектной, поисково-исследовательской детской деятельности : через семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические советы, смотры-конкурсы педагогических исследовательских проектов.

Невозможно реализация проектной, поисково-исследовательской детской деятельности без создания соответствующих условий, предметно-развивающей среды. Поэтому были проведены различные смотры-конкурсы и созданы:

Экспериментально-исследовательские центры и уголки экспериментирования в группах;

Литературные уголки;

Сенсорные уголки;

Уголки сюжетно-ролевой и театрально- игровой деятельности.

В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками :

• Занятия – экспериментирования;

• Работа в мини-лабораториях

Поисково-исследовательская деятельность

• Организация мини-музеев в группах

• Музейная педагогика

• Просмотр мультимедийных проектов

• Презентации проектов

• Создание книжек-малышек

• Изготовление лэпбуков.

У каждого педагога нашего дошкольного учреждения есть долгосрочные педагогические проекты со своими целями, задачами, описанием системы работы и результатами. Такие как:

Информационно-практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию детей «Будь природе другом»

Педагогический исследовательский проект по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста «Я – гражданин»

Педагогический исследовательский проект по нравственному развитию детей через приобщение к истокам русской народной культуры «Приобщение детей к русской народной культуре»

Педагогический исследовательский проект по патриотическому воспитанию дошкольников на основе традиционной русской культуре «Я – частица своей семьи»

Так же есть краткосрочные педагогические проекты, имеющие свои цели, задачи, описание реализации проекта и конечный результат: по направлениям

Экологические (природоохранные) проекты

Здоровьесберегающие

Нравственно-патритические.

С 2013 года ежегодно в детском саду проходит смотр-конкурс педагогических поисково-исследовательских проектов. В 2017 - 2018 году это смотр-конкурс проектов по экологическому воспитанию «Мир природы глазами детей».

Педагоги транслируют свой опыт работы по эффективному применению технологии проектной деятельности на различных уровнях:

- кустовых методических объединениях воспитателей, специалистов города;

- научно-практических конференциях;

- интернет-сайтах работников дошкольного образования.

Принимают участие в творческих, педагогических конкурсах профессионального мастерства, о чём свидетельствуют полученные грамоты и дипломы за участие в конкурсах, сертификаты о публикации педагогических исследовательских проектов на образовательных интернет-сайтах работников дошкольных образовательных учреждений.

Широко распространена в образовательной работе нашего учреждения детская проектная деятельность, где в основе стоят четыре основных вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Как мы это будем делать?

• Что мы узнали?

Важным условием организации детской проектной деятельности является то, что они идут от интереса детей! Так в январе 2018 года воспитанники подготовительной группы приняли участие в конкурсе ДОУ поисково-исследовательских проектов «Моё любимое животное».

Детская проектная деятельность привлекает и внимание родителей воспитанников, о чём свидетельствует семейный конкурс детских поисково-исследовательских проектов «В мире детских проектов», целью которого было привлечение родителей к совместной с детьми поисково-исследовательской деятельности, содействию развитию творческой исследовательской активности детей, формированию у детей научной картины мира. Перед проведением конкурса с родителями был проведён консультационный семинар по организации детской проектной деятельности. В конкурсе приняло участие более 50% семей учреждения (начиная со средней группы, где дети совместно с мамами и папами рассказывали, почему они выбрали ту или иную тему, какова актуальность данной проблемы, рассказывали о методах её изучения и результатах. Тематика детских проектов была разнообразна :

- «Для чего нужна мука?»;

- «Транспорт»;

- «Я люблю танцевать»;

- «Кто такие рыбы?»;

- «Грибное царство»;

- «Почему в нашей луже не водятся крокодилы?» и другие.

Воспитанники нашего детского сада стали активными участниками и победителями Открытого межрегионального конкурса проектно-исследовательских работ дошкольников «Радуга открытий», проводимых факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов». Проектные работы под названием «Как мы выращивали тыкву?», «Откуда берётся вода?», «Кто такие динозавры?», «Для чего нужна мука?» были высоко оценены конкурсной комиссией.

В 2018 году воспитанник подготовительной к школе группы принял участие в Региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» и занял первое место с детским проектом «К какой породе кроликов относится моя Пуша?»

С целью развития проектной деятельности педагоги нашего детского сада :

создают проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

внимательны к детским вопросам, регулярно предлагают проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

поддерживают детскую инициативу и автономию, предлагают детям самим выдвигать проектные решения;

помогают детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

организуют предметно-пространственную среду для развития проектной деятельности;

активно включают родителей (законных представителей) в проектную деятельность детского сада и групп.

Мы глубоко убеждены, что в нашем детском саду созданы условия для развития проектной, поисково-исследовательской детской деятельности.

Библиографический список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Миноборнауки РФ [Текст]. – М. : ТЦ Сфера, 2015. -96с (Правовая библиотека образования).

Публикации по теме:

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Ребёнок дошкольного возраста – природный.

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся.

Доклад «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» МДОУ ИРМО «Карлукский детский сад общеразвивающего вида» Доклад по теме самообразования «Развитие поисково-исследовательской деятельности.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается.

Консультация для воспитателей. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Педагогический опыт «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «Развитие.

Родительское собрание на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада» Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развитие речи детей. Задачи: - Раскрыть значимость речевого развития.

Родительское собрание «Развитие речи детей 3–4 лет в условиях семьи и детского сада» Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Правильная, выразительная речь- портрет человека. Речь- это не прирожденный дар. Все начинается.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание во второй младшей группе: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: формирование педагогической культуры родителей.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада
Опубликовано: 22 января 2019 в 15:49
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД