Получи документы

Развитие познавательных и творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности детей 5–7 лет (2 фото)

Терешонок Ольга
Развитие познавательных и творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности детей 5–7 лет

На современном этапе развития общества жизнь требует от человека мобильности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению многих проблем. Поэтому одной из основных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях является развитие творчества детей.

Публикация «Развитие познавательных и творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности детей 5–7 лет» размещена в разделах

Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, также как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития.

Актуальность данной темы заключается в том, что конструктивно-модельная деятельность направлена на творческое развитие ребенка. Каким же должно быть развитие конструктивно-модельной действий у детей старшего дошкольного возраста?

Ответом на этот вопрос является мой опыт работы, цель которого приобщать детей к миру технического и художественного конструирования.

Выделяют два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления) и художественное/творческое (из бумаги и картона, ткани, природного и бросового материала.

Таким образом, конструктивно-модельная деятельность включает в себя не только собственно конструирование из строительного материала и модулей, деталей различных конструкторов : деревянных, металлических, пластмассовых: например, Лего, но и лепку, аппликацию, рисование, работу с тканью, игры на объемное моделирование: «Змейка», «Тетрис», игры на плоскостное моделирование: логические блоки Дьенеша, пазлы, мозаики; игры «Сложи узор», игры на составление целого их частей, игры-забавы: вкладыши и нанизыватели, лабиринты, перестановки; различные головоломки.

Одним из этапов развития конструктивно-модельной деятельности, является создание предметно-пространственной среды в группе и на участке детского сада с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

Работая над созданием предметно-пространственной среды, мною была создана картотека, которая содержит описание более 10 различных конструкторов, имеющихся в моей группе. Например: многофункциональный конструктор – конструктор из котельных трубочек: 1. Игры и упражнения с коктейльными трубочками. Выполняя упражнения с трубочками, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать, еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения. На первом этапе трубочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, создают различные конфигурации. Можно создавать с ребенком различные фигурки, например, солнышко или ежика, вдавливая трубочки в пластилин. Затем, когда ребенок привыкнет к материалу, и будет его воспринимать, как обычную игрушку можно начинать знакомить его с простейшими математическими представлениями, такими как форма, длина и цвет. Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы ребята делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать словами названия направлений (вверх, вниз, слева, справа, далеко, близко, сзади, спереди, вокруг, овладевают и таким понятиями, как «высокий, низкий, широкий, длинный…».

Примеры игр и упражнений с коктейльными трубочками.

2. Упражнение «Нанизывание». Цель – развитие произвольного внимания и мелкой моторики Оснащение: пластилин, деревянная палочка (карандаш, нарезанные по 3-4 см трубочки.

Ход выполнения: в пластилиновое основание втыкается палочка нужного диаметра, на которую нанизываются трубочки. Перед ребенком кладется образец «башенки» и его просят собрать точно такую башню.

Вторым вариантом упражнения «нанизывание», является сбор бус из коктейльных палочек. Упражнение можно разнообразить, если кроме палочек предложить ребенку одевать различные бусинки или соединять палочки путем прикрепления их к пластилину. Трубочки - это отличный и удобный материал для самодельных бус! Осталось добавить подходящий шнурок и нанизывать их по желанию детей, по образцу, предложенному педагогом.

3. Упражнение «Сложи фигуру». Цель – закрепление знаний о геометрических фигурах Оснащение: трубочки. Задание: возьми три трубочки и выложи из них треугольник. Какая фигура может получиться, если взять четыре трубочки?

Примечание: из трубочек можно собирать фигуры не только на плоскости. Проденьте тонкую проволоку или нитку в отверстие трубочек, соедините трубочки между собой и у вас получится объемная фигура.

4.«Соревнование капитошек».

Цель - развитие речевого дыхания, формирование позитивного интереса к игровой деятельности. Оснащение: 2 помпона или ватных шарика, трубочки. Ход игры: выкладываем из трубочек 2 дорожки, кладем на каждую по ватному шарику, и дуем на них через соломинки, продвигая их к финишной черте. Побеждает игрок, чей ватный шарик первым пересечет финишную черту.

5. Упражнение «Бурление».

Цель - развитие речевого дыхания.

Оснащение: глубокая тарелочка, вода, жидкое детское мыло, трубочка.

Ход игры: в глубокую тарелочку наливаем воду, затем капаем несколько капель мыла и предлагаем ребенку подуть в трубочку.

Моя методическая копилка содержит картотеку дидактических игр, направленных на приобретение знаний о внешних свойствах предмета, что очень важно, для формирования пространственного мышления. Мелкие игрушки людей, матрешек, животных, машинок, для обыгрывания построек домиков, мостов, заборчиков, машинок мною были собраны и классифицированы.

Наблюдая за деятельностью детей нашей группы в старшем возрасте, мы заметили, что у них повышенный интерес к выполнению моделей из конструктора «Лего». Еще и потому, что в нашей группе большое количество мальчиков, мы решили организовать дополнительно стол по лего-конструированию. Конструктор «Лего» – это занимательный материал, при использовании которого решаются задачи всестороннего развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста: развития речи; математических представлений; конструкторских навыков; коммуникативных навыков детей (распределение обязанностей при работе в паре или в подгруппе). И это далеко не полный перечень задач. В своей группе использую конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей. С этой целью создана соответствующая развивающая среда. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов : пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. Конструирование по образцу разработано Ф. Фрёблем. В ходе данного вида деятельности предлагаю детям на примере образца и способа изготовления воспроизвести аналогичную постройку. В качестве образца использую рисунки, схемы, отображающие общий вид постройки, заранее приготовленные постройки. В результате, можно сделать вывод, что организация образовательной деятельности через конструктивно-модельную деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования дает возможность педагогу дошкольного образования осуществлять познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие воспитанников. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, движении и покое и др.). Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка. Так для чего же мы конструируем с детьми? Для чего развиваем творческие способности? Я уверена, если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.

Используемая литература:

1. Головин С. В., словарь практического психолога, 1998г.

2. Петра Хоффман. Поделки из коктейльных трубочек Арт-родник, 2007 г. -32 с

3. Куцакова Л. В., Конструирование и художественный труд в детском саду, 2006 г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 201

Развитие познавательных и творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности детей 5–7 лет
Фото №1 На современном этапе развития общества жизнь требует от человека мобильности гибкости мышления быстрой ориентации и адаптации к новым условиям творческого подхода к решению многих проблем

3г.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательных и творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности детей 5–7 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Терешонок Ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательных и творческих способностей в процессе конструктивно-модельной деятельности детей 5–7 лет
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 21:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД