Папки-передвижки

Развитие познавательной активности у учащихся

Манжарова Ольга Васильевна
Развитие познавательной активности у учащихся

Развитие познавательной активности у учащихся

Для того чтобы учащийся мог плодотворно учиться и развиваться как личность, он должен обладать определенными возможностями. От рождения, по наследству, человек получает лишь задатки возможностей, необходимых ему для деятельности, общения, жизни. Сами же эти возможности формируются у человека путем присвоения им общественного опыта предшествующих поколений в процессе общения с взрослыми. В процессе воспитания и обучения. Одной из важнейших задач школы является всемерное развитие возможностей каждого школьника.

Публикация «Развитие познавательной активности у учащихся» размещена в разделах

Возможности школьника складываются из: 1) знаний, 2) умений и навыков, 3) интуиции и эвристических процессов, 4) познавательные способности. Остановимся подробнее на последнем.

Известный русский психолог Б. М. Теплов определял познавательные способности как «индивидуально-психические особенности, отличающие одного человека от другого…Способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешности выполнения умственной деятельности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость, ловкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков».

Овладение учащимися знаниями. Умениями и навыками, формирование у них интуиции и эвристических процессов во многом зависит от развития у них психических познавательных процессов : памяти и представлений, ощущений и восприятия, мышления и речи, воображения. Эти психические процессы составляют ядро психики, сознания и личности человека, и от их развития зависит, что это за человек и вся его жизнь. Поэтому своевременная активизация и развитие всех этих процессов является важнейшей задачей воспитания и обучения.

Современные ученые сходятся во мнении, что и дети и взрослые более успешно решают те задачи, которые предложены им в занимательной игровой форме. И особенно это важно для интеллектуально пассивных детей, которые в игре спокойно решают проблемы, недоступные им в учебной деятельности.

Психологи уверены, что интерес чрезвычайно положительно влияет на все психические процессы и функции человека. Особенно велика связь интереса с вниманием. И в первую очередь с непроизвольным вниманием, которое бывает длительным и глубоким. Также огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное «укладывается» в голове с большим трудом и очень легко из нее вытесняется. Интерес способствует значительному повышению работоспособности, при его помощи можно решить множество современных проблем процесса обучения, в том числе и одну из серьезнейших – проблему перегрузки ребенка при постоянно увеличивающемся объеме информации, обязательной для усвоения.

Вам, наверно, будет узнать, что развитие мышления ребенка проходит несколько этапов. Сначала формируется наглядно- действенное мышление, то есть все мыслительные операции у ребенка проходят через действие. В конце первого периода появляются элементы наглядно- образного мышления, то есть ребенок начинает мыслить при помощи образов. Далее начинает формироваться словесно- логическое, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Нужно помнить, что умственное развитие ребенка – это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь тогда ребенок научится самостоятельно усваивать знания и станет творчески мыслящим человеком. А для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого.

Хочу предложить вам несколько упражнений, способствующих развитию познавательных функций детей.

Задание, направленное на развитие зрительной памяти учеников.

Ход проведения:

Ребятам предлагается, как можно точнее запомнить изображения на доске. Для этого надо заранее подготовить карточки с рисунками. После чего карточки снимаются, а дети воспроизводят запомненное на листе бумаги.

Задание, направленное на развитие внимания.

Ход проведения.

Ребятам предлагается в течении 2 минут в тексте, или напечатанных заранее буквах найти и вычеркнуть какую- либо букву. Для этого надо заранее подготовить напечатанные тексты или буквы на отдельных листах.

Задание, направленное на развитие логического мышления.

Ход проведения.

Ребятам предлагается набор слов. Необходимо составить с ними словосочетания, поясняющие их значение. Примерный набор слов:

СЛАДОСТЬ, ПИСАЛ, КОРМИЛ, КОФЕТЫ, РУБА, ПУТЕВОДИТЕЛЬ, ЛОВИЛ, БУКВА, СОБАКА, ЗЕМЛЯ, КРАСОТА, ПУТЕШЕСТВИЕ.

Интересных вам уроков!

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательной активности у учащихся (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Манжарова Ольга Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательной активности у учащихся
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 17:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД