МААМ-картинки

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке

Наталия Груздева
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке»

Подготовила:

воспитатель

Груздева Наталия Александровна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке» размещена в разделах

Это означает, что малыш познает мир и развивает речь через пальчики : ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является домашняя песочница или сенсорная коробка.

Цель: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игры в сенсорной коробке.

Задачи:

• формировать представления о цвете, форме, свойствах, величине предметов, положения их в пространстве;

развивать внимание, память, мышление.

Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

• воспитывать познавательный интерес, любознательность;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

развивать мелкую моторику рук;

• повышать уровень компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Из чего сделать сенсорную коробочку?

Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное, чтобы она удобной, безопасной и вместительной.

Чем же заполнить коробку?

Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный, пшено, перловка, манка, овсянка.

Бобовые: фасоль, горох, чечевица.

• Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.

• Кофе молотый и в зернах, чай.

Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.

Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло.

Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.

Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.

• Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки

• Гидрогелиевые шарики

• Кинетический песок

Предметы, с которыми можно играть:

мелкие фигурки животных и людей,

кубики,

кольца,

шарики,

лоскуты,

камушки,

игрушечные фрукты,

искусственные и настоящие растения,

деревянные буквы и цифры,

лопатки, ложки, грабли,

мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка и д

Варианты сенсорных коробок.

1) Ароматическая сенсорная коробка. Для наполнения используются специи и разные ароматные травы, но без резкого запаха. Например, мята, лаванда, звёздочки аниса, кориандр. Чтобы обезопасить ребёнка от вдыхания мелких частиц, можно упаковать их в небольшие текстильные мешочки, часть положить отдельно (например, апельсиновые корочки).

2) Музыкальная сенсорная коробка. Для детей раннего возраста может быть наполнена предметами, которые шуршат, звенят, брякают и стучат. Подойдут музыкальные инструменты, небольшие бутылочки с бусинками, которые можно трясти, металлические или деревянные ложки, молоточки, колокольчики.

3) Коробочка с одним типом наполнения. Например, только с деревянными фигурками разной формы или с металлической кухонной утварью. Можно добавить в коробку предметы одного цвета: красного, жёлтого, синего или зелёного, но при этом они должны отличаться по фактуре (быть мягкими и твёрдыми, длинными и короткими, гладкими и шершавыми).

4) Сенсорная коробка с разнообразными предметами. Например, «Мишкина коробка», куда можно положить небольшого плюшевого мишку, резиновый попрыгунчик, бубен, крышечку от кастрюли, бусы, зубную щётку, тюбик с пастой. Чем разнообразней вещи, тем больше стимулируются пальчики ребёнка.

5) Сенсорная коробка для сортировки. Детям раннего возраста интересно сортировать предметы. Для этого используют совочки, мерные ложечки разного размера, черпачки, сито и миски. Наполнить ёмкость можно крупой, песком и добавить игрушки. Дети выбирают предметы и раскладывают их по тарелкам или небольшим контейнерам. Также они могут перекладывать содержимое с помощью лопатки, тем самым обучаясь правильно держать ложку.

6) Тематическая сенсорная коробка. Наполнение такой коробки соответствует определё нной теме: «Ферма», «Зоопарк»

7) Водные сенсорные коробки. Необходимо налить в таз немного воды и бросить туда игрушки. Нужно выбирать их так, чтобы одни плавали, а другие тонули. Пусть ребёнок с помощью сита или поварёшки вылавливает предметы. Другой вариант игры – делать игрушкам кораблики и наблюдать, как они плавают по воде. Также это может быть тематическая коробка («Пруд», «Море» и др.).

Правила работы с сенсорной коробкой

1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка

2. Перед работой убедиться (спросить у родителей, нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.

3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!

4. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

5. До и после окончания работы - помыть руки с мылом!

Чем полезна сенсорная коробка

Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как).

Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

Развивает интерес к науке : сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.

Виды игр в сенсорной коробке :

«Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой.

Игры на поиски различных предметов

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук

Игры по ФЭМП (найти фигуры, сосчитать 2 синих крышки, 2 красные)

Ц: знакомство с геометрическими фигурами, с понятиями: «один» - «много», развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.

Игры с конструктором (доставать «кубик/деталь конструктора» и строить фигуру)

Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.

«Узнай по силуэту»

Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.

Работа по схеме

Ц: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, внимания, мышления, логики.

«Составь узор»

Игры с мозаикой, домино, и тд…

«Поймай меня» (в играх с водой)

«Маленькие художники» (например, в манке)

В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста необходимо использую сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку можно создавать по какому-либо сенсорному принципу : по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов.

Заключение

Сенсорная коробка является универсальным обучающим и развивающим пособием для работы с детьми раннего возраста.

Для поддержания интереса необходимо периодически менять и дополнять содержимое и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с пособием давала им ощущение новизны и оставалась для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Наполнение сенсорной коробки легко меняется в соответствии с возрастом детей и необходимостью решения определенной образовательной задачи. Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры.

Источники

• Проект ’Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки’ | Проект (младшая группа) : | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

• Из опыта работы. «Использование сенсорных коробок с детьми раннего возраста» - «Дошколёнок. ру» (dohcolonoc.ru)

сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)

сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)

сенсорная коробка как средство сенсорного развития детей раннего возраста : 1 тыс изображений найдено в Яндекс. Картинках (yandex.ru)

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 22:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игр в сенсорной коробке» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Груздева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД