Папки-передвижки

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством организации детского экспериментирования

Юлия Пестова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством организации детского экспериментирования

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Бесконечная любознательность детей своими разнообразными проявлениями радует, восхищает, а порой и шокирует родителей. Ребенок задает вопросы, которые поражают глубоким интуитивным схватыванием сложных проблем. Что же делать с любознательностью ребенка? Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его личностного, творческого, познавательного и социального развития. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.). В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством организации детского экспериментирования» размещена в разделах

Педагогический коллектив нашего ДОУ разработал перспективный план по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Мы – юные исследователи». Для реализации данного плана педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда, позволяющая проводить опыты, наблюдения и эксперименты всем воспитанникам групп. ___

Перспективный план «Мы - юные исследователи»

Месяц: Сентябрь

Тема раздела: Знакомство с детской лабораторией

Цели: Познакомить детей с оборудованием уголка экспериментирования, правилами работы, развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Содержание: Познавательное занятие «Экскурсия в детскую научную лабораторию» Оборудование: Приборы (лупы, зеркала, различные весы, магниты и т. д. ,Ёмкости разной формы, природный и бросовый материал.

Месяц: Октябрь

Тема раздела: Почва.

Цели: Узнать состав почвы. Выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором. Содержание: Опыт "Из чего состоит почва?"

Опыт "Береги природу. "

Оборудование: Лупа, ложка, 2 таза с почвой, мусор (фантики, крышки от пластиковых бутылок, пакеты, палочка.

Месяц: Ноябрь

Тема раздела: Песок. Глина.

Цели: Выяснить состав песка. Сравнить глинистую и песчаную почву. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость, вязкость.

Содержание: Опыт "Из чего состоит песок?"

Опыт "Где вода?"

Оборудование: Стакан с песком, ложка, лупа. стакан с глиной, стакан с почвой, стакан с водой.

Месяц: Декабрь

Тема раздела: Волшебница вода.

Цели: Исследовать свойства и различные состояния воды, познакомиться со строением снежинки

Содержание: Опыт "Вода в решете"

Опыт "Красота снежинки"

Оборудование: Дуршлаг, стакан с водой, снег, лед, лупа

Месяц: Январь

Тема раздела: Незаменимый воздух.

Цели: Познакомить с основными свойствами воздуха, исследовать давление воздуха, исследовать падение различных предметов в воздухе.

Содержание: Опыт "Поиск воздуха"

Опыт "Что быстрее упадет?"

Оборудование: Воздушный шар, воронка, стакан с водой, 3 тетрадных листа (1 смятый, монета, 2 вырезанных из бумаги круга размером с монету.

Месяц: Февраль

Тема раздела: Вес предметов.

Цели: Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Исследовать плавучесть предметов.

Содержание: Опыт "Легкий-тяжелый"

Опыт "Плавает-тонет"

Оборудование: Весы, таз с водой, монета, камешек, деревянная палочка, кусочки ваты и пенопласта, пластилиновый шар, перо, пластмассовая крышка

Месяц: Март

Тема раздела: Магниты.

Цели: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Содержание: Опыт "Липнет - не липнет"

Опыт "Битва магнитов"

Оборудование: Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия, магниты разных размеров.

Месяц: Апрель

Тема раздела: Исследование свойств бумаги.

Цели: Познакомиться с основными свойствами бумаги, исследовать прочность бумаги на разрыв.

Содержание: Опыт "Свойства бумаги"

Опыт "Бумажная кукла"

Оборудование:Газета, тетрадный лист, целлофановый пакет, кусок ткани, 2 листа писчей бумаги, шпагат.

Месяц: Май

Тема раздела: Растения.

Цели: Сравнить результаты посадок луковиц в почву, песок и глину. Познакомить со способом проращивания семян.

Содержание: Опыт "Что любят растения?"

Опыт "Волшебные семена"

Оборудование: 3 луковицы, горшок с почвой, горшок с глиной горшок с песком, вода, ложка. Семена бобов, марля, лейка.

___

Так мы провели с детьми опыт с почвой «Береги природу». Вспомнили, что необходимо почве для хорошего роста растений. В один из тазов с почвой положили мусор и все перемешали. Проверили, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткнули палочкой сначала обычную почву, а потом загрязненную. Используя схему и модель мы сделали выводы о том, что растения не смогут расти в загрязненной почве и следует бережно относиться к природе, не мусорить на улице, в лесу.

Педагогический процесс в нашем ДОУ строится на наглядных и практических методах. Важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Литература:

1. Волкова Е. В., Микерин С. Л. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. -256с.

2. Дыбина, О. В. ; Рахманова, Н. П. ; Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2008. — 64 с.

4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. —М. : Педагогика, 1985. —200 с.

5. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М. : Эребус, 2006. – 264 с.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 2 младшей группы через организацию детского экспериментирования Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность.

Социализация детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, планшетами и телефонами, кружками и секциями. На игру у ребенка.

Актуальность развития выразительной речи у старших дошкольников с ОВЗ через организацию театрализованной деятельности Актуальность темы заключается в недостаточной разработанности данной проблемы. Ее несомненная значимость для освоения детьми с ОВЗ основ.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Описание опыта работы «Развитие способностей детей в познавательно-исследовательской деятельности» Описание опыта работы по теме: «Развитие способностей детей в познавательно – исследовательской деятельности». Дети уже рождаются с врождённым.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Проект Тема: Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через организацию проектной деятельности. Актуальность: Очень часто родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени дома для занятий с собственным.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС Слайд. 1. Здравствуйте уважаемые коллеги, я представляю детский сад «Аленушка», зовут меня Салина Мария Александровна, хочу поделиться с.

Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ» На первом этапе работы по валеологическому воспитанию моя задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством организации детского экспериментирования
Опубликовано: 10 сентября 2015 в 22:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД