Папки-передвижки

Развитие памяти у детей с использованием нетрадиционных методов и приемов в процессе совместной деятельности детей и педагога (1 фото)

Юлия Дюбакова
Развитие памяти у детей с использованием нетрадиционных методов и приемов в процессе совместной деятельности детей и педагога

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кисти и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

Публикация «Развитие памяти у детей с использованием нетрадиционных методов и приемов в процессе совместной деятельности детей и педагога» размещена в разделах

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, развивают память.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.

Например, запомнить, в каком порядке расположены цвета в радуге, можно очень легко с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — первые буквы слов этой фразы соответствуют первым буквам названий цветов.

Порядок планет солнечной системы можно запомнить с помощью фразы «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».

Таких приёмов запоминания путём образования ассоциаций (связей) существует огромное множество во всех сферах знаний. Эти приёмы получили название мнемотехники, а люди, их использующие, удивляют своей супер-памятью.

Главный приём запоминания — это неоднократное повторение. Установлено, что 40% новой информации забывается уже через 30 минут, ещё 35% — на следующий день и 20% — через месяц. Сколько же остаётся в памяти? Всего 5%!

Поэтому повторять надо неоднократно: первый раз сразу после прочтения, второй раз — через полчаса, третий раз — через день, а четвёртый — через месяц.

Развитие памяти у детей с использованием нетрадиционных методов и приемов в процессе совместной деятельности детей и педагога
Публикации по теме:

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Проект «Путешествие маленькой бусинки»Проект «Путешествие маленькой бусинки» Проект «Путешествие маленькой бусинки» Актуальность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие памяти у детей с использованием нетрадиционных методов и приемов в процессе совместной деятельности детей и педагога (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Дюбакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие памяти у детей с использованием нетрадиционных методов и приемов в процессе совместной деятельности детей и педагога
Опубликовано: 30 января 2014 в 21:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД