Папки-передвижки

Развитие общения у старших дошкольников посредством коммуникативных игр

Ирина Чиликина
Развитие общения у старших дошкольников посредством коммуникативных игр

Развитие общения у старших дошкольников посредством коммуникативных игр

Каждый человек неповторим, обладает своей уникальностью, но полноценной личностью он может стать только в обществе. В процессе социализации ребенок осваивает основные виды деятельности и первым видом социальной активности является общение. Первый социальный опыт приобретается очень рано. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются.

Публикация «Развитие общения у старших дошкольников посредством коммуникативных игр» размещена в разделах

Выдвижение проблемы общения в число наиболее актуальных обусловлено, прежде всего, его исключительной ролью в формировании и деятельности личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-нравственные и эстетические чувства, складывается характер. Поэтому необходимо особое внимание педагогов и психологов к развитию коммуникативных умений и навыков у детей, формированию конструктивных форм общения, созданию эмоционально благополучного климата в детской среде.

Важно определить эффективные методы, приёмы, которые позволили бы сформировать коммуникативные навыки у детей. Построить педагогический процесс так, чтобы детям было интересно и доступно. А самое главное научить ребёнка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Такой формой работы можно считать игровые технологии. Необходимость использования игровых технологий, как средства формирования коммуникативных навыков, определяется рядом причин:

игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте; игра способствует развитию у детей психических процессов, в том числе умению общаться;

игра побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность по отношению друг к другу;

игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создает радостное и рабочее настроение;

игра помогает успешному формированию коммуникативных навыков и подготовке ребёнка к школе.

Коммуникативные игры или игры на развитие общения помогают преодолеть не хватку навыков общения, преодолеть страх перед незнакомой обстановкой, людьми, ситуацией, развивает коммуникативные навыки, коммуникабельность, сплачивает коллектив, позволяет больше узнать о пристрастиях привычках, вкусах других людей в коллективе, в играх на общение развивается речь, ребёнок начинает чувствовать не только себя, но и других, понимать, что он не один.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативных игр :

развитие динамической стороны общения : легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки;

развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций;

развивать умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;

формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Коммуникативные игры (чему учат игры) :

помогают адаптироваться к условиям ДОУ;

снимают телесные зажимы;

способствуют эмоциональной разрядке;

развивают воображение;

развивают мимику и жесты;

активизирует внимание;

учат соблюдать правила;

знакомят с чувствами и учат их распознавать;

развивают социальные навыки (освоение различных способов решения конфликтных ситуаций);

воспитывает положительное отношение к себе, другим людям.

Классификация коммуникативных игр :

игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; способствующие формированию у детей умения любить окружающих.

игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения.

игры, обучающие умению сотрудничать.

упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Что требуется от педагога во время организации коммуникативных игр :

умение принимать всех детей такими, какие они есть, учитывая их индивидуальность;

желание играть и импровизировать вместе с детьми;

всегда проявлять доброжелательное отношение к воспитанникам;

умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение маленького человека;

поощрять инициативу дошкольников;

вовлекать родителей в совместную игру, так как развитие игровой деятельности начинается, прежде всего, в семье.

Рассмотрим примеры игр социально-личностного характера:

1. Игры успокаивающие (релаксационные). Это игры, направленные на создании мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут нам напомнить релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Прибой» и т. п., «Добрые эльфы», «Кто лучше слышит».

2. Игры на доверие. Цель данных игр вызвать в детях доверие к своим сверстникам, понимание, что на них можно положиться. «Мостик», «Шторм», «На тропинке».

3. Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии. Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу. «Снежный ком», «Ласковое имя», «Представь свое имя в движении».

4. Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения. Цель – сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. «Зеркало», «Волшебный мешочек», «Передача чувств»

5. Игры на развитие внимания. Цель - полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним. Игры для развития произвольности поведения. «Где мы были, мы не скажем», «Воображаемое путешествие», «Узнай по носу».

6. Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Цель - развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. «Ручеёк», «Муравьи»

7. Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Цель - уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. «Назови ласково», «Вежливые слова» «Расскажи о…»

8. Игры, вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом. Цель - развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. «Игры-ситуации», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

9. Игры, направленные на развитие невербальных и предметных способов взаимодействия. Цель - развить умение использовать невербальные средства общения. «Разговор через стекло», «Зеркало», «Угадай кто это», «Общий круг».

10. Игры с тревожными и застенчивыми детьми.

Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, эти игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания, направлены на повышение детской самооценки. Успешное участие в игре позволяет малышам снять эмоциональное напряжение, возникающее у застенчивых детей при необходимости быстро ответить на вопрос, почувствовать свое равенство (или даже превосходство) с другими детьми, способствует повышению самооценки, и, конечно, настроения. В процессе проведения игры педагог должен внимательно следить за тем, чтобы застенчивые дети не отставали от остальных, иначе смысл игры теряется. «Комплимент» или «Пожелания» «Ах, какой я молодец!» «Живые бусы» «Назови себя» «Позови ласково».

11. Игры с конфликтными детьми.

Обучение детей эффективным способам, снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло общения. Рекомендую педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. «Бумажные мячи», «Мешочек криков», «Поменяйтесь местами», «Обзывалки».

12. Игры с бесконтактными детьми.

Следует помнить, что в этом возрасте активно накапливается словарный запас. В связи с этим детские игры приобретают новое значение – развитие речи. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок как губка впитывает всю поступающую информацию. Коммуникативные игры способствуют пополнению словарного запаса и обучению правильно формулировать свои мысли. Например, игры, в которых ребенок должен рассказать о себе или о своем соседе, позволяют не только познать друг друга лучше, обеспечивая процесс социализации, но и предполагает составление рассказа. Такой же принцип используется для познания окружающего мира, когда необходимо описать какой-либо предмет или явление, применяя как можно больше слов. Хороводная игра «Ау!», подвижная игра «Возьми игрушку», дидактическая игра «Закончи предложение», творческая игра «Рукавички», «Клубочек» «Дотронься до…», «Где мы были мы, не скажем - а что делали, покажем», «Зоопарк».

В старшем дошкольном возрасте общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я». Именно в общении происходит становление образа «Я». При благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положительной оценке, признании. Включение коммуникативных игр в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения, способствует формированию навыков общения со сверстниками у детей 6-года жизни. Систематическое проведении игр на общении у детей старшего дошкольного возраста даёт положительные результаты. Возрастёт атмосфера дружбы, появится взаимопонимание и увеличится спокойствие детей. Дети научатся налаживать отношения и решать конфликты мирным способом, а также правильно выражать свои негативные чувства.

Проблема развития общения остается актуальной, она представляет интерес для дальнейшего исследования и развития, поиска новых способов и средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общения у старших дошкольников посредством коммуникативных игр
Опубликовано: 13 сентября 2023 в 14:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие общения у старших дошкольников посредством коммуникативных игр» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чиликина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД