МААМ-картинки

Развитие мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений (3 фото)

Лидия Ивановна Баранова
Развитие мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений

Развитие и совершенствование мышления у дошкольников – одна из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления выделяют логические операции (сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение) и процессы (суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция). Мышление каждого человека характеризуется определенными

Публикация «Развитие мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений» размещена в разделах

качествами, такими как гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность, глубина.

В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности.

Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей формируется наглядно-действенный и наглядно-образный тип мышления, в старшем возрасте у ребят начинает активно развиваться логическое мышление. Логическое мышление-это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

Целью формирования всех типов мышления у дошкольников является развитие умственных способностей.

Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие следующих составляющих:

высокий уровень активности мышления, проявляющийся в установке на множественность вариантов решения задач, в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой.

высокий уровень сформированности мыслительных операций таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация и др. ;

высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях (предметах, объектах, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в самоконтроле.

Чтобы дети успешно овладели навыками мыслительной деятельности, в ходе занятий соблюдаю следующие требования:

• задаю вопросы, побуждающие детей активно мыслить, формулировать умозаключения и выводы (почему, зачем, отчего, с какой целью? и др.);

• стимулирую, с одной стороны, как можно большее число разнообразных ответов, с другой – поощряю оригинальные, творческие решения;

• разрешаю детям использовать шутливые и забавные ответы, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления;

• провожу обсуждение детьми всех предложенных решений и развернутое обоснование, почему какое-то решение им понравилось, а какое-то – нет;

• включаю разные методы обучения (Ю. К. Бабанский):

- методы организации и осуществления образовательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные);

- методы стимулирования и мотивации обучения - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха.

В дошкольном детстве основными средствами развития мыслительных процессов являются специально организуемые развивающие игры и упражнения. С детьми старшего дошкольного возраста практикую следующие игры:

на развитие вербального мышления: «Найди лишнее слово» - храбрый, злой, смелый, отважный; час, минута, лето, секунда и т. д. ; «Назови как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие» - деревья; спорт; искусство; наземный транспорт и т. д.; «Найди несколько вариантов использования какого-либо предмета»; «Поиск «противоположных» предметов», «Поиск аналогов», «Найди пару», «Отгадай, что я хочу сказать» и другие игры;

С целью развития невербального мышления использую печатные игры, ребусы, головоломки из серии «Папка дошкольника», игровые упражнения из журнала «Вестник МО «Купчино».

Развитие мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений

Результативно проходят занятия по тетради «Упражнения и игры для развития внимания и мышления» (Составители: Гаврина С. Е, Кутявина Н. Л, Топоркова И. Г, Щербинина С. В.). На каждой странице тетради предложено несколько заданий, первое из которых всякий раз новое, а следующие четыре - однотипные:

1. найдите закономерность и нарисуйте следующий или пропущенный предмет;

2. найдите закономерность и в пустых клетках нарисуйте недостающие предметы;

3. найдите «лишний» предмет. Объясните, почему он не подходит к остальным;

4. нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам или по клеточкам.

Вот несколько страниц пособия.

Фото №1 Развитие ребенка Фото №2 Материалы для педагогов Развитие и совершенствование мышления у дошкольников одна из сложнейших проблем в психолого педагогической практике

Занятия провожу как индивидуально, так и с группой детей. Материалы, необходимые для выполнения заданий: индивидуальные для каждого ребенка ксерокопии страниц, простой карандаш, ластик.

Педагогические возможности специально организуемых игр и упражнений очень велики. Они развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей.

Литература.

1. В. П. Каширин. Психология и педагогика. М. : «Издательский центр «Академия», 2006 г

2. Психологическая работа в ДОУ. Издательство «Учитель», 2009 г

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр и упражнений
Опубликовано: 16 декабря 2020 в 14:05
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД