МААМ-картинки

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Чумакова
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. Каждое из них выполняет свои функции. Левое полушарие мыслит логически, оно отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, а правое - творческое, оно отвечает за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, но для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие обоих полушарий.

Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в детском саду, школе и успешность жизни в целом. Слабое взаимодействие полушарий – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения, вследствие чего могут возникают дислалия, дисграфия и двигательная расторможенность. От степени сформированности межполушарных связей зависит качество восприятия и обработка информации, эмоциональная стабильность, координация и баланс. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с координацией в пространстве, координация ведущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием, он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Таким образом, если межполушарное взаимодействие не сформировано, то происходит неправильная обработка информации и у ребенка начинаются сложности в обучении. Так в чем же это проявляется?

• Проблемы в письме;

• Проблемы в устной речи;

• В запоминании информации;

• Проблемы в устном счете и написании цифр;

• В целом восприятии учебной информации.

Причин несформированности межполушарного взаимодействия много. Вот некоторые из них:

• Болезни матери, стресс во время беременности;

• Родовые травмы;

• Болезни ребенка в первый год жизни;

• Неврологические расстройства, например, СДВГ;

• Патология мозолистого тела;

• Длительный стресс у ребенка;

• Общий наркоз;

• Малоподвижный образ жизни;

• Отсутствие в жизни ребенка игр и занятий по возрасту.

Межполушарные связи формируются примерно до 15 лет. Развитие происходит постепенно в несколько этапов. Особое значение в развитии межполушарных связей приходится на возрастной период от 3 до 8 лет, именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительномоторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

Распознать слабость развития межполушарных связей можно по многим признакам. Вот некоторые из них:

• Сложность написания текста под диктовку;

• Трудности в описании картин;

• Неадекватная оценка эмоций других детей;

• Зеркальное написание букв и цифр;

• Неловкость движений;

• Отсутствие познавательной мотивации;

• Речевые нарушения (особенно в темпе речи и интонация);

• Плохая память;

• Агрессия;

• Сложность в общении со сверстниками;

• Инфантильность;

• Затруднение в понимании пословиц, поговорок;

• Псевдолеворукость.

В первый год жизни ребенка на нарушение может указывать пропуск этапа ползанья, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. В начальной школе детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность.

Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи следующего теста: ребенок заводит одну руку за спину, а взрослый кисточкой прикасается к 1 или 3 фаланге любого пальца, кроме большого, большим пальцем другой руки ребенок должен показать к какому месту было прикосновение. Если из 10 попыток более 3 ошибок, значит межполушарные связи развиты недостаточно.

Развитие межполушарных связей очень важно не только для обучения, но и для полноценной жизни детей в целом. Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

Итак, какие же задания можно предложить:

«Попробуй повтори» - взрослый показывает карточки с действиями, дети их выполняют.

«Логоритмика» - одновременное проговаривание слов и выполнения движений под музыку, хорошо развивают взаимодействия полушарий и способствует развитию речи.

«Нейрогимнастика» - включает в себя глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры и упражнения на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитие координации и переключение с одного действия на другое.

• Прописи и пособия с различными игровыми заданиями, в которых нужно раскрасить, заштриховать, обвести рисунки. Такие задания позволяют синхронизировать работу глаз и рук, улучшают координацию и пространственно-графическую ориентацию, а также подготавливает дошкольников к обучению в школе.

• Доски (межполушарные тренажеры).

В развитии межполушарных связей важно не однократное выполнение упражнений, а постоянное, систематическое повторение и усложнение предлагаемых заданий. Очень важно соблюдать следующий принцип: сначала задание выполняется одной рукой, затем другой рукой, после двумя руками одновременно.

Таким образом, в результате постоянного, систематического выполнения заданий на развитие межполушарных связей у ребенка повышается стрессоустойчивость, улучшается память и внимание, мышление, совершенствуются графомоторные навыки, облегчается процесс чтения и письма, коррекция речевых нарушений осуществляется быстрее, снижается риск дисграфии и дислексии, повышается познавательная мотивация.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проект взаимодействия «Палитра времен года» для старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ взаимодействия МБДОУ ДС №38 г. Кузнецка и МБОУ ДО «ДХШ» «Палитра времен года» 2016 г-2017г Раздел 1. Информационная карта проекта.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Чумакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2021 в 12:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД