МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Резникова Наталья Георгиевна
Развитие мелкой моторики у дошкольников

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физическо-го и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже с раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка. В ходе много-численных опытов и наблюдений ученые доказали, что двигательные импуль-сы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и благоприятно дей-ствуют на развитие коры головного мозга. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть до-машних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, пере-бирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инстру-ментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстёгивание засте-жек, завязывание шнурков и т. д.) Если руки не развиты, то это часто свиде-тельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

1. В работе с дошкольниками для массажа ладоней, обогащение так-тильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и диф-ференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как: «Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой; «Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — де-ти катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой; «Непо-слушные шарики» (Используются шарики разной фактуры — деревянные, ре-зиновые) — дети катают их по столу вперед-назад, в стороны, по кругу» «Ду-ет, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера). Сжи-мая грушу, дети делают «ветерок» на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги. Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста. Игра «Прятки» — дети прячут шарики в тесто, а потом находят их. «Я пеку, пеку, пеку» — детям предлагается сделать пирожки и в качестве начинки можно использовать же-лудь, каштан или крупные фасолины. «Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке. Для развития силы рук и мел-кой моторики помогают игры : «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные иг-рушки; «Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и сделать снежки; «Курочка Ряба» — коробочки от киндер сюрпризов или грецкие оре-хи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают; «Подарки» — дети за-ворачивают в фольгу небольшие игрушки.

2. Пальчиковые игры. Для развития согласованных движений рук, раз-вития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выпол-нение подражательных движений с младшими дошкольниками можно ис-пользовать такие игры: «Лапки-царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если исполь-зовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук. Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и стар-шем возрасте до 10–15 минут в день. Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зай-чик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.

3. Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки). Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом. Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка, «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередо-вание по цвету, форме, «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометри-ческие фигуры» и другие задания.

4. Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка. Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание, «Развяжи бан-тики» (развязывание, «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бу-сы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин). Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недо-стающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.

5. Игры и упражнения со счетными палочками. Для малышей предлага-ются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений). С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использовани-ем схем, «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыс-лительные операции, точность движений.

6. Игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом за-дания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумы-вать их самостоятельно.

7. Игры и упражнения с прищепками. Для развития силы рук, соотно-сящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно млад-шим детям предложить игры: «Ловим раков», «Белье высохло», Солнышко светит», Мамины помощники», «Прятки» и другие.

8. Рисование и раскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. В работе с детьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные и гуашевые краски, флома-стеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки. Раскрашивание раскрасок развивает согласо-ванные действия зрительного и двигательного анализатора и укреплению движущего аппарата пишущей руки. Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать в одном направлении.

9. Лепка. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит уровень умений за-висит от владения собственными руками. Занятия лепкой комплексно воздей-ствуют на развитие ребенка : развивают сенсорную чувствительность, син-хронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику. В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто. Младшие дошкольники отщипывают от большого куска ма-ленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, де-лают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ-топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формиро-вания у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из ма-леньких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить баре-льеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, инте-ресный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка, придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).

10. Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполага-ет умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — ре-зать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямо-угольника. В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вы-резыванию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки). Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, со-ставлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции. Работа с бумагой (обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок (оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности и согласо-ванности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.

11. Штриховка. Такие задания способствуют подготовки к письму, уме-ние проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка. Раскрашивание рисунков с ис-пользованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укрепле-нии мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений. Начинать занятия необходимо с раскрашивания короткими частыми штриха-ми, затем круговая штриховка от центра рисунка, а затем штриховка длинны-ми параллельными отрезками. Во время штриховки нельзя выходить за кон-туры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

12. Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям пред-лагаются задания «Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй ла-биринт». При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

Публикации по теме:

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Развитие мелкой моторики.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Развитие мелкой моторики рукРазвитие мелкой моторики рук Это моя доченька Златушка. Хочу представить вашему вниманию несколько снимков как мы дома с ней занимаемся. Папа сделал из старой фанеры.

Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие мелкой моторики у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Резникова Наталья Георгиевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 5 марта 2023 в 11:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД