МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Куликова Любовь Дмитриевна
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Тема моей статьи выбрана не случайно. Во-первых, она обусловлена самой профессией – воспитатель. Во-вторых, она продолжает оставаться чрезвычайно актуальной, потому что современные дошкольники – это поколение «экранных» детей, жизнь которых все прочнее захватывают информационные технологии. К сожалению, для многих из них это оборачивается серьезной проблемой – отставанием в развитии речи. И в-третьих, еще в девятнадцатом веке учёные доказали, что творческие и интеллектуальные способности человека тесно связаны с развитием мелкой моторики. Координируя движения пальчиками, малыши развивают артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивают ритм речи и интонацию. Помимо этого, мелкая моторика оказывает прямое влияние на укрепление памяти, формирование логики, мыслительных навыков, тренировку воображения, наблюдательности и координации.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Таким образом, формирование речи у детей дошкольного возраста напрямую зависит от их умения правильно повторять незначительные движения руками. Письмо и рисование, игра на различных музыкальных инструментах, а также любые виды деятельности, в которых задействованы фаланги пальцев, необходимы при организации дошкольного обучения и служат важным этапом для подготовки детей к школе.

Начинать развитие мелкой моторики рук необходимо с самого раннего возраста. Даже грудным младенцам желательно делать пальчиковую гимнастику, воздействуя на активные точки, непосредственно связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте ребята уже могут выполнять простые упражнения: нанизывать на нить бусины, резать бумагу ножницами, лепить из пластилина, рисовать карандашом, используя большой и указательный палец, а также развивать навыки самообслуживания: завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики требует уже значительных усилий. Все упражнения в данной возрастной группе направлены на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений и являются важной частью подготовки к школе.

Система занятий по развитию мелкой моторики в детском саду учитывает особенности всех видов развития ребёнка. В занятия включаются задания и упражнения, направленные на формирование правильной речи, снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Воспитатели обязательно привлекают к работе и родителей, потому что работа над развитием мелкой мускулатуры рук должна быть постоянной. Родители предлагают детям выполнять несложную работу по дому, самостоятельно одеваться и раздеваться, а также включают упражнения в совместные игры.

Для грамотного планирования своей работы воспитатель проводит диагностику развития мелкой моторики у детей по следующим критериям:

• Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Дети выполняют упражнения, в которых нужно удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.

• Динамические нагрузки. Ребята делают задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги.

• Тактильные ощущения. Дошкольники определяют форму предмета и материал, из которого он сделан методом ощупывания.

• Величина тонуса мышц кистей рук. Дети сжимают одной и двумя руками какой-либо предмет или ладонь воспитателя.

• Координация движения руки. Дети пробуют вдевать нитку в игольное ушко и выполняют упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).

• Работа щепоти руки. Воспитатель анализирует, в какой руке ребенок держит ручку, когда пишет; может ли он легко растереть кончиками пальцев комочек соли.

После проведения диагностики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми те или иные упражнения по развитию мелкой моторики. Помимо этого периодически проводятся полноценные уроки, ориентированные на достижение этой цели.

Для того чтобы занятия по работе над развитием мелкой моторики не утомили ребенка, упражнения подаются в виде игры.

Игра в жизни каждого дошкольника — основной вид деятельности. Через игру дети знакомятся с окружающим миром, у них формируется психика, происходит физическое развитие малыша и становление его как личности. Игровая деятельность развивает у ребят фантазию и воображение, повышает настроение; совместные игры со сверстниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных способствуют объединению и укреплению семьи.

Предлагаю несколько упражнений для развития мелкой моторики :

Задания для детей от 2 лет

«Дорога»

Нужно построить на столе дорожку шириной 3—5 см, прегражденную бумагой с двух сторон, и предложить ребенку покрыть её мукой или пшеном, пытаясь не рассыпать за границу дорожки.

«Две кружки»

Подготовьте две кружки: одну с какой-нибудь крупой, а другую пустую. Нужно пересыпать всю крупу из одной чашки в другую.

«Фейерверк»

Выдать ребятам маленькие листки цветной бумаги и дать задание разорвать

их на мелкие части, а затем взять все кусочки в ладони и подкинуть их

вверх.

«Подзорная труба»

Дети сворачивают обеими руками трубочку из бумаги, а затем рассматривают в нее окружающий мир.

«Обратно в коробку»

Высыпьте на стол счётные палочки, дайте задание убрать все палочки назад в коробку по одной.

Задания для детей 3 лет

«Помоги мышонку дойти до сыра»

Создайте на листе бумаги лабиринт. Ребенок должен его преодолеть пальчиком, карандашом или счетной палочкой. Для повышения интереса к упражнению можно придумать историю о потерявшем сыр мышонке.

«Бусы»

Предложите детям насаживать на нитку пуговицы, бусины, сушки и макаронные изделия.

«Просим к столу»

Предложите малышам слепить из пластилина угощения игрушкам и красиво разместить их в игрушечной посуде.

Задания для детей 3—4 лет

«Обведи предмет»

Дайте задание детям обводить контур рук, дно чашки, вазы и другие предметы.

«Пуговица»

Покажите ребенку, как правильно пришивать пуговицы, затем пусть он делает то же самое под вашим наблюдением.

«Картинка»

Предложите ребёнку разукрасить любую картинку при помощи

пластилина, пусть он размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы

контура рисунка.

«Цветик-семицветик»

Малышу следует выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка

и сложить из них цветочек.

Задания для детей 4 лет :

"Пальчик с носиком здороваются".

Коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа. Задание

повторяется в той же последовательности другой рукой.

"Крепость".

Предложите детям построить крепость из монет.

Задания детей 5-7 лет :

«Каталки»

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

«Согреваем глину»

Дать ребятам задание согреть в руках глину или пластилин, размять пальцами, слепить из них различные поделки.

«Бутончик»

Сжать и разжать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером

заснул и закрылся».

Помимо вышеуказанных упражнений, отлично развивают моторику создание оригами, вязание узлов, ниткография, создание аппликаций, собирание пазлов, кубиков, мозаик, пальчиковая гимнастика, театр теней, песочная терапия.

Кроме работы по развитию мелкой моторики рук на занятиях в детском саду, подобные задания могут выполняться дома с родителями: перемотка ниток; завязывание и развязывание бантов, шнурков, узелков; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание крышек у банок и многое другое.

Для достижения хорошего результата важно делать упражнения регулярно. Систематические упражнения с участием рук и пальцев у дошкольников положительно влияют на деятельность мозга, помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают грамотную и правильную речь ребенка.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июля 2021 в 15:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Куликова Любовь Дмитриевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД