МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью изодеятельности

Анастасия Белоусова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью изодеятельности

А. А. Белоусова

Место работы: МДОУ «Детский сад № 66»

Место учебы: ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Институт искусств,

Саратов, Россия

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью изодеятельности

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью изодеятельности» размещена в разделах

Аннотация. В статье анализируются возможности совмещения двух видов интеллектуального развития дошкольника : развитие мелкой моторики и изобразительной деятельности, в частности одновременное применение пальчиковой гимнастики и техники рисования пальцами. Работа основана на использовании инновационных методов И. А. Лыковой («Цветные ладошки», О. А. Белобрыкиной («Маленькие волшебники, или на Пути к Творчеству», Т. С. Комаровой.

Ключевые слова: развитие дошкольника, мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, изобразительная деятельность, рисование пальцами, творчество, эстетическое развитие.

Scientific adviser : V. O. Skvortsova

Associate Professor, Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of Correctional Pedagogy,

FSBEI HE "Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky

A. A. Belousova

Place of work : MDOU "Kindergarten No. 66"

Place of study : Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky ", Institute of Arts,

Saratov, Russia

DEVELOPMENT OF SMALL MOTORITY BY MEANS OF PRODUCTIVITY

Annotation. The article analyzes the possibilities of combining two types of intellectual development of a preschooler : the development of fine motor skills and visual activity, in particular the simultaneous use of finger gymnastics and finger painting techniques. The work is based on the use of innovative methods I.A. Lykova (“Colored hands”, O.A. Belobrykina (“Little Wizards, or on the Path to Creativity”, T.S. Komarova.

Key words : preschool child development, fine motor skills, finger gymnastics, visual activity, finger painting, creativity, aesthetic development.

Дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка, от которого, можно без преувеличения сказать насколько успешным будет его будущее. Именно в этот период развития закладываются основы личности ребенка, происходит активное познание им окружающей действительности, и задача педагога помочь маленькому человеку войти в мир взрослых и найти себя в нем. Долгое время период дошкольного детства недооценивался. Считалось, что основное развитие ребенка происходит в школьные годы, а дошкольники в основном играют, не получая фундаментальных знаний.

Теперь дошкольное учреждение - это полноценное образовательное учреждение со специально разработанной программой и планируемым результатом, который должен быть достигнут в процессе её реализации.

Стандарты дошкольного образования регулируются специальным документом, который предусматривает полноценное развитие ребенка во всех образовательных областях (социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической, познавательной и речевой).

Формирование мышления, памяти, развитие творческих способностей тесно связано с развитием мелкой моторики и с освоением изобразительной деятельности. Мелкая моторика развивается в игре, в освоении самообслуживания. Важность развития детских пальчиков хорошо понимали наши предки. На таком развитии основаны народные игры и потешки, на которых выросло не одно поколение детей. Трудно представить себе ребенка, с которым бы в детстве не играли в «Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая» и др.

К проблемам развития мелкой моторики обращалось много специалистов: детские психологи, физиологи, логопеды. Каждый из авторов рассматривал определенный аспект развития моторики. Так такие авторы, как О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают приёмы по развитию моторики у детей, А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.

В профессиональной педагогике существуют специальные программы. Наиболее известной являются система М. Монтессори и Ю. И. Фаусек, которая адаптировала применение принципов Монтессори с дошкольным образованием в России.

Однако даже если дошкольное учреждение не работает по специальной программе, пальчиковые игры обязательно в той или иной форме включаются в занятия, как самостоятельное действие или как элемент для снятия мышечного напряжения. Нам близко определение, в котором пальчиковые игры представлены как инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, действие в которых создается при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Современные исследователи, такие как М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко рекомендуют пальчиковые игры для развития мышления ребенка и освоения им основных пространственных понятий. Ведь благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается речь и моторика.

Изобразительная деятельность значит для развития не меньше, чем развитие мелкой моторики. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение. Потому, какие краски использует ребенок и как располагает изображаемые предметы, детские психологи определяют его психо-эмоциональное состояние. Да и сама изобразительная деятельность оказывает благоприятное воздействие на развитие ребенка, создавая благоприятные условия для эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, формируя способность видеть, замечать прекрасное в окружающем мире. Исследования, проведенные О. Ю. Зыряновой, доказывают, что занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, включающего эстетическое восприятие, оценку и суждение. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства [1, с. 3-5].

Рисование надолго становится любимым делом ребенка. Рисуют все дети без исключения, так как на бумаге можно пережить и высказать свои впечатления, оценить эстетические и нравственные оценки окружающим, выразить радость от того, что он овладел новыми умениями. В рисунке ребенок продолжает играть, т. е. остается в сфере своей основной деятельности - игровой.

Для познания мира ребенку необходимо обеспечить тесный контакт с различными видами материалов. Кто не слышал, как молодые матери воспитывают своих детей, если они испачкались. А ведь это не неряшливость, а необходимый этап в развитии ребенка. Мы предлагаем систему, когда развитие мелкой моторики и эстетическое развитие путем изобразительной деятельности соединены воедино. Это рисование с помощью пальцев руки. В настоящее время разработана и предложена к продаже множество видов красок, которые были безопасны в применении и легко смываются водой. Погружая свои пальчики в краску ребенок, во-первых, удовлетворяет свою потребность в близком знакомстве с материалом, а во-вторых изображая, что-либо на листе бумаги, имеет возможность создать художественный образ. Чем же рисование пальцами рук отличается от привычного нам рисования с помощью карандашей и кисточек? При традиционном рисовании кисть руки статична, закреплена в положении, позволяющем удерживать инструмент для рисования. Создавая изображения с помощью пальцев, ребенок может использовать сразу несколько пальцев, даже всю ладошку и даже обе кисти для решения своей творческой задачи. Создавая такой рисунок, ребенок активно двигает пальцами, что позволяет ему активно развивать мелкую моторику. Хороший результат для развития мелкой моторики можно достичь, выполняя упражнения пальчиковой гимнастики с использованием красок и контакта с листом бумаги. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Здесь ребенок имеет возможность проявить свое творческое воображение и создать индивидуальный рисунок, в основе которого лежит выполнение какого-либо пальчикового упражнения.

Похожий эффект можно получить и при использовании кинетического песка. Однако, по нашему мнению, работу с красками организовать намного проще, особенно с детьми младшего возраста. Ведь организация места для работы с песком достаточно трудоемка, а конечный результат художественной деятельности недолговечен. Конечно, можно использовать клеящую основу, но работа с ней доступна только детям старшего дошкольного возраста и движения пальцами в этом случае достаточно однообразны. Довольно часто при работе с кинетическим песком используют специальные трафареты, т. е. части готового рисунка нужно заполнить песком определенного цвета. Такая работа, несомненно, полезна. Однако творческое воображение ребенка в этом случае достаточно ограничено. Использование специальных красок для пальчикового рисования позволяет создавать законченные художественные работы, не ограничивая фантазию ребенка и его творческие планы.

Использование в пальчиковой гимнастике рифмованных стихов-иллюстраций способствует развитию речи, пополняя словарный запас, учат ритмически её организовывать.

Детям можно предложить разнообразные задания. С удовольствием дети включаются в процесс раскрашивания рисунков из книжек-раскрасок. Это занятие позволяет совершенствовать цветовое восприятие ребенка. Большую пользу приносят упражнения, предполагающие обведение контуров предметов пальчиками. Для повышения интереса можно предложить закрыть детям глаза и определить наощупь, какую фигуру они обвели. Такие упражнения подготавливают детей к непосредственному акту творчества, когда, рисуя пальцами рук, они могут создать эстетически полноценное художественное произведение.

Почему же рисованию пальцами отводится такое большое внимание? Разве традиционное рисование с помощью карандаша или кисточки приносит меньше пользы для развития ребенка? Никто не отрицает роль традиционного рисования. Однако, навыки изобразительной деятельности формируются у детей постепенно, и необходимы определенные усилия для того, чтобы ребенок освоил изобразительную технику. Рисование пальцами, особенно если активно проводилось развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики, дается детям легче и изображение получается более узнаваемым, т. е. ребенок может лучше воплотить свою идею.

Рисование пальцами доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов (прежде всего это обведение контуров предметов, а также получение их отпечатков). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес.

Коснемся особенностей пальчиковой живописи и её истории как воспитательно-развивающего метода дошкольников. Пальчиковая живопись для детей является новой, необычной по сравнению с обычной техникой рисования (кистью, карандашом). Её особенностью является то, что это один из видов ассоциативного рисования. Ребёнок в цветовом пятне учится различать какое-либо изображение, и добавляя, дорисовывая штрихи придает пятну узнаваемую форму.

Методика рисования пальцами впервые как особый вид рисования была описана в 1932 году. Однако широкого распространения данная методика тогда не получила. И только в конце XX века педагоги оценили её простоту, доступность и большой воспитательный потенциал. Были разработаны программы с использованием пальчиковой живописи в воспитательном процессе дошкольников. Самой известной и часто применяемой в ДОО программой является программа «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Её цель - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического чувства и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности [2].

В развитии метода пальчикового рисования большой вклад внесла О. А. Белобрыкина. Она разработала методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы «Маленькие волшебники, или на Пути к Творчеству». Целью этих методических рекомендаций является оказание практической помощи всем, кто заинтересован в раннем развитии творческих способностей детей. В этой работе предлагаются не только методы и приемы, развивающие воображение, фантазию, но и даны в игровой форме упражнения по технике рисования. Приведен перечень техник рисования по возрастам, их описание по принципу от простого к сложному [3].

Общим в этих двух программах является то, что техника рисования объясняется детям в игровой форме и главная задача в технике такого рисования - побуждать пальцы работать. Создание художественного образа происходит на основе активного восприятия, главную роль играют движения руки и глаз, что формирует двигательную память.

Обращаясь к технике рисования пальцами, важно помнить слова Т. С. Комаровой, которая в своей исследовательской деятельности отмечала, что обучение детей «технике рисования» должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет. И этому принципу как нельзя лучше соответствует освоение методики рисования пальцами [4, 104].

Немаловажно также и то, что рисование в технике пальчиковой живописи не утомляет дошкольника, кроме того можно достаточно легко организовать коллективное творчество. Рисование в несколько рук сближает детей, у них формируются навыки культуры общения, эмоционально теплые отношения со сверстниками, развивается чувство коллективизма и взаимовыручка.

В практике дошкольных учреждений эти два направления, определяющие уровень развития ребенка, развитие мелкой моторики и изобразительная деятельность, являются обязательными и происходят параллельно. По нашему мнению, большую эффективность в процессе личностного развития детей дошкольного возраста они будут иметь, если применять их в комплексе одновременно.

Рассмотрим, как можно сочетать комплекс пальчиковой гимнастики с созданием рисунка. В качестве примера для этого мы выбрали комплекс пальчиковой гимнастики № 4, из разработки В. А. Буклиновой [5].

К занятиям подготавливаются куски поролона, пропитанные пальчиковыми красками разных цветов. Дошкольникам предлагается указательными пальцами правой и левой руки, опустить в ту краску, которую они выбрали. Часть детей, для обоих пальцев, используют краску одного цвета, другая часть детей выбирают разные. Каждому ребенку выдается листок, на котором они будут оставлять свои отпечатки. Необходимо также предусмотреть достаточное количество влажных салфеток, чтобы сделать пальчики чистыми. Приступаем к выполнению первого упражнения комплекса, который называется «Пчела».

Детям предлагается указательным пальцем правой, а затем левой вращать вокруг, сначала не касаясь листа бумаги. Затем это же движение предлагается повторить в контакте с бумажным листом. Воспитатель предлагает посмотреть, что получилось. Некоторые из детей изобразили отдельные окружности, другие соединили окружности вместе, некоторые изобразили полукруги. Также изображения различались степенью нажатия. Воспитатель обращает внимание, что у тех детей, которые выбрали разные цвета красок, изображения получились ярче и интереснее. Потом детям предлагается усложнить это упражнение, рисуя окружности одновременно двумя руками сразу на другом листе бумаги. Поле первого опыта дошкольники уже смелее выбирают цвета красок, изображают несколько окружностей с помощью вращательного движения указательных пальцев, меняя цвета по желанию. В результате получаются оригинальные сплетения окружностей разных цветов.

Затем выполняется упражнение «Лодочка», в котором концы пальцев направлены вперед, руки прижаты ладонями друг к другу, слегка приоткрывая их. При выполнении этого упражнения краски не используются, оно способствует расслаблению мышц кисти и подготавливает детей к выполнению следующего упражнения «Солнечные лучи». В этом упражнении детям вновь раздаются листы бумаги. Им предлагается скрестить пальцы и поднять руки вверх, затем пальцы расставить. Повторив эти движения несколько раз, без контакта с бумагой, детям предлагается опустить пальчики в краску и нанести отпечатки на лист бумаги в любом порядке, как им захочется. На это упражнение отводится не более пяти минут. Полученные изображения комментирует воспитатель, отмечая, как интересно подобрана цветовая гамма, какие интересные отпечатки получились. Кто-то из детей использовал только кончики пальцев, для создания изображения, кто-то прикладывал всю ладошку. Отметить работу нужно каждого, чтобы активизировать творческий потенциал детей. Готовые рисунки подписываются, и организуется выставка для родителей. Завершается занятие потешкой «Тише пальчик», повторяя которую, дошкольники подминают руки, загибают поочередно пальцы. Дети с большим удовольствием принимают участие в занятии, ведь они видят результат своей работы.

Как мы видим, совмещение гимнастики для развития мелкой моторики и изобразительной деятельности в варианте рисования пальцами, имеют право на существование. Отпечатки округой формы, линии различной длины с формой и интенсивности нажатия, разнообразная цветовая гамма позволяет каждому ребенку создать неповторимое и индивидуальное изображение в стиле абстрактной живописи. Конечно, дети пока не знают такого термина, но ассоциации, которые возникают у них при рассматривании своего произведения, несомненно, развивают фантазию и ассоциативное мышление.

Использование описанного метода, на наш взгляд, открывает широкие возможности перед педагогом. Ведь он может подобрать такие упражнения из пальчиковой гимнастики, которые предполагают получение различных видов отпечатков. Можно использовать авторские комплексы пальчиковой гимнастики, а можно составлять свои, сочетая упражнения так, чтобы работало как можно больше мышц кисти обеих рук. Педагог также самостоятельно может определять какие из упражнений будут сопровождаться изобразительными действиями, а какие нет. Если педагог решает сопровождать получением изображения упражнение, которое предполагает речевое сопровождение (потешки, частушки и т. д., то такой вид работы воздействует на ребенка комплексно и очень полезен для общего его развития.

Подводя итоги нашим рассуждениям, следует особо отметить, что главное в работе с детьми дошкольного возраста это личная заинтересованность воспитателя и учет им индивидуальных особенностей каждого ребенка. Тогда результат работы будет достигнут и, главное, ребенок получит положительные эмоции. Ведь пребывание его в детском саду должно приносить радость и удовлетворение.

Список использованной литературы и источников:

1. Галкина Т. Н., Сергеева А. А. Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. №7. С. 3-5.

2. Лыкова И. А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). М. : ИД «Цветной мир», 2019. 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.

3. Библиотека [Электр. ресурс]. - Режим доступа: https://perviydoc.ru/v4534/белобрыкина_о. а. _маленькие_волшебники,_или_на_пути_к_творчеству ( дата обращения: 12.03.2020).

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. М. : ТЦ Сфера, 2005. 128с.

5. Инфоурок. Образовательный портал России [Электр. ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/kompleksi-palchikovoy-gimnastiki-dlya-doshkolnikov-1527491.html ( дата обращения: 13.03.2020).

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик»Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам настольного тренажера «Винтик» Учитель-логопед О. С. Шикаленко.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветовРазвитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью изодеятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Белоусова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью изодеятельности
Опубликовано: 11 сентября 2020 в 17:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД