Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук как важная часть развития речи ребенка

Богданова Любовь
Развитие мелкой моторики рук как важная часть развития речи ребенка

МДОУ Тисульский детский сад №4

Структурное подразделение Листвянский детский сад

«Развитие мелкой моторики рук как важная часть развития речи ребенка»

Автор: воспитатель Богданова Л. В.

2021г

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики рук как важная часть развития речи ребенка» размещена в разделах

Научно установлено, что уровень развития речи детей, находится в прямой зависимости от степени сформированности точных движений пальцев рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развития движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Сначала развиваются точные движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же как и артикуляционный аппарат. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры существовали у разных народов с давних времен. И не мудрено, ведь это замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым малышом. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

Сорока-ворона, кашу варила, деток кормила

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала

А этому не дала.

Ты в лес не ходил, дров не рубил, воды не носил.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыков речи ускоряют ее развитие. Кроме того, что пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, большинство таких игр несут обучающую нагрузку. Одни из них направленны на изучения счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх ребенок должен действовать 2руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия как высоко-низко, право-лево.

В мою группу ходят дети разного возраста. С малышами я играю в «Ладушки-ладушки», «Моя семья», «Мы делили апельсин» и другие. Ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно. Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Так же ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять; сжимать и разжимать пальцы в кулак и при этом произносить звуки: б-п, т-д, к-г. А детям постарше пальчиковые игры усложняю. Для развития мелкой моторики рук, внимания, памяти я использую счетные палочки. Я оформила карточки-задания со стихотворениями и схемами изображений различных предметов. Их я использую на групповых и подгрупповых занятиях. Индивидуальной работе с детьми и в их самостоятельной деятельности. Детям читаю стихотворение и предлагаю выложить из счетных палочек фигуру по образцу. С этим заданием дети хорошо справляются. Так же использую для занятий мозаику, семена, пуговицы, нитки, кусочки бумаги. Из бумаги вместе с детьми делаем объемные игрушки. Предлагаю детям скомкать лист бумаги, а затем обмотать его цветными нитками-вот и готовые мячики для игры. Попробуйте все вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Из бумаги складываем кораблик, самолетик, из бумажных полосок плели коврики. В моей группе дети очень любят лепить из пластилина: детские пальчики начнут создавать сначала несложные, а потом более сложные фигуры. На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином, я читаю сказки, а дети лепят любимых героев, поселяют их жить в домиках.

Пальчиковые игры оказывают помощь в развитии : речи, памяти, внимания, воображения, готовят руку к письму, развивают артистизм. Не подготовленность к письму недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативные отношения к обучению в школе на самых ранних этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики рук является важной составляющей обучения ребенка.

Понимая важность проведения данной деятельности, я поставила перед собой следующие задачи:

1)определить время для проведения пальчиковых игр в режиме дня;

2)распределить материал в системе усложнения в зависимости от возраста детей;

3)разработать методику проведения пальчиковых игр.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр

1. Перед началом упражнений дети разогревают ладошки легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла

2. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3до5раз.

3. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точного переключения с одного движения на другое.

5. Добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко без чрезмерного напряжения мышц руки.

6. Все указания даются доброжелательно, спокойным тоном, четко без лишних слов.

7. При необходимости ребенку оказывается помощь.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

К Кате гости прибежали (бежим пальчиками по столу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора (соединяем большой и указательные пальцы,

Здравствуй Жанна (большой и средний,

Рад Сережа (большой и безымянный,

Рад Снежане (большой и мизинец,

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе,

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на друга)

Вот драже вам на ладошку (пальчиком тычем в ладошки)

Вы берите понемножку (сгибаем кулачки)

Все стряхнули быстро крошки и захлопали в ладошки!

Ладошки вверх, ладошки вниз

А теперь их на бочок и зажали в кулачок.

1,2,3,4,5 (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять («идем» указательным и средним пальцем)

Бабу снежную слепили (катаем комок)

Птичек крошками кормили («кормим»)

С горки мы потом катались (ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели («едим», спать легли (ладошки под щеку).

Мы капусту рубим, рубим («рубим»)

Мы капусту трем, трем (кулачки друг о друга)

Мы капусту солим, солим (щепоточки)

Мы капусту мнем, мнем (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладем и пробуем.

Кукле кашу я сварю (мешаем кашу)

В миску молока налью (наливаем)

Положу туда муку (насыпаем)

И поставлю на плиту

Будет каша хороша (хлопаем)

Кушай, кукла, не спеша (пригрозить пальчиком)

Жили-были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики: Таки, Тики, Лики, Чики, Микки (загибать пальцы, начиная с мизинца)

1,2,3,4,5 (разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать (трем кулачки друг о друга)

Таки - рубашки (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики - платочки,

Лики - штанишки,

Чики - носочки.

Микки - умница был - всем водичку носил.

Стук – стук - постук раздается где-то стук

Молоточки стучат, строят домик для зайчат.

Вот с такою крышей (ладони над головой)

Вот с такими стенами (ладони около щек)

Вот с такими окнами (ладони перед лицом)

Вот с такою дверью (одна ладонь перед лицом)

И вот с таким замком (сцепили руки)

1,2,3,4 (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Всех могу пересчитать: папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, 2 котенка, мой щегол, сверчок и я. (поочередное поглаживание-массаж всех10пальцев) Вот и вся моя семья!

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать руки за спину)

Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами)

На скамеечке сидели (на большом пальце левой руке «посидеть» каждым пальцем правой руки)

Да в окошечко глядели (сложить из пальцев возле глаз «окошечки»)

Напилися чаю, чаю разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев)

Солнышку ладошку погладили немножко (гладим ладошки)

Пальчики подняли - лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)

На лужайке две подружки (похлопать по коленям)

«Ква-ква-ква,ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)

Две зеленые лягушки (похлопать по коленям)

«Ква-ква-ква, ква-ква (похлопать в ладоши)

Ква!» (топнуть одной ногой)

Хором песни распевают (сложить ладони и чуть-чуть их приоткрыть -«ротик»)

«Ква-ква-ква (похлопать в ладоши)

Ква-ква-ква» (несколько раз топнуть ногой)

И спокойно спать мешают (погрозить пальцем)

Публикации по теме:

Пальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAMПальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM "Пальчиковые дорожки" - тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM Ребенок постоянно изучает, постигает.

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук как важная часть развития речи ребенка
Опубликовано: 27 января 2022 в 16:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук как важная часть развития речи ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Богданова Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД