Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями

Мохова Лариса Александровна
Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями

Ребёнок познаёт мир при помощи зрения, слуха, запаха, а также при помощи ощущений полученных от прикосновения к предмету пальцами рук. Ощупывая предметы, он учится различать их по температуре, структуре, размеру, тяжести и твёрдости. Без прикосновения к предметам знания ребёнка об окружающем его мире будут не полными. Связь между речью и хорошо развитой мелкой моторикой пальцев уже давно доказана учеными. Поэтому педагоги и специа- листы разных профилей на всех этапах обучения ребёнка должны уделять достаточно много времени развитию мелкой моторики пальцев рук. Развитие ручной моторики имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность, она тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Важно сформировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, сформировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности. Руки обучающихся подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками. У двоих обучающихся моего класса самостоятельная речь отсутствует, у одной ученицы речь лепетная, фразовая малопонятная, двое ребят говорят преимущественно простыми предложениями, на вопросы по прослушанному тексту отвечают односложно. У всех обучающихся нарушена мелкая моторика рук согласованность диф- ференцированных движений пальцев рук. Большинство обучающихся слабо ориентируются в окружающем пространстве, испытывают значительные затруднения в освоении навыков письма и зрительно-моторной координации. Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, на уроках и во внеурочной деятельности, я 107 систематически провожу упражнения для развития мелкой моторики. Дети получают возможность развивать мелкую моторику пальцев при выполнении различных заданий. Методы развития мелкой моторики Для развития мелкой моторики я использую различные предметы: мячи, резиновые игрушки, резинки для пальчиков, бассейны для рук с песком (крупой и т. п., различные конструкторы, тесто для лепки и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику рисование различных линий и узоров на листе бумаги. Ребята рисуют по готовым контурным линиям или соединительным точкам, тренируются в штриховке и раскрашивании изображений. Школьники учатся проводить прямые линии в разных направлениях, рисовать круги, узоры, соблюдать пределы при рас- крашивании и штриховке прямыми линиями. Провожу физкультминутки, направленные на снятие утомлённости кистей, плечевого пояса, на развитие мелкой моторики рук. Такие упражнения снимают напряжённость, улучшают кровоснабжение, нормализуют мышечный тонус. Регулярное выполнение фи- зических упражнений на развитие мелкой моторики или на расслабление уставших мышц на физкультминутках помогает поддерживать работоспособность и хорошее рабочее настроение. Графомоторные навыки относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обу- чения и путём многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Вот некоторые из них: 1. Рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик». 2. Рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки». 3. Рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели». 108 4. Рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки». 5. Рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют». 6. Рисование замкнутых круговых линий: воздушные шарики, разные колечки, бублики, разноцветные колеса, мячики большие и маленькие, арбуз, апельсин, яблоко и т. д. Эти и подобные им игровые графические упражнения имеют важное практическое значение для развития техники письма и речи. Хочу подчеркнуть, что школьнику с интеллектуальными нарушениями для образования надлежащих навыков требуется большое количество повторений. Работая с детьми в подавляющем большинстве случаев на уроках использую способ «механического руководства», т. е. сама направляю руку ребенка. Он является основополагающим в развитии рисовальных движений у детей с тяжелыми формами интеллектуальных нарушений. После многократных совместных упражнений некоторые ребята способны самостоятельно воспроизвести более или менее правильное движение руки.

Публикация «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Список использованных источников и литературы:

1. Беззубцева В. Г Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.

2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996, -136с.

3. Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. – М. : Просвещение, 1985, - 144 с. 109

- https://fgosonline.ru/wp_sert/book/book/14/Kniga 22 2022.pdf

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мохова Лариса Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 13 июня 2023 в 16:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД