Получи документы

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)

Людмила Низдерка
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)

Ручная умелость связана с речью, как высшей психической Функцией человека, и оказывает влияние на ее развитие. Для нормальной речевой деятельности необходима согласованная работа всего головного мозга и других отделов нервной системы. Кора больших полушарий головного мозга состоит ив лобной, теменной, височной и затылочной долей. В лобной доле расположены верхняя, средняя и нижняя лобная извилины. В нижней лобной извилине (сзади) находится центр Брока - моторный центр речи. На средней лобной извилине находится центр письменной речи, рядом проецируется корковая зона руки. В височной доле, в верхней височной извилине сходится сенсорный центр речи, центр Вернике. В ствол мозга входит : мост ствола мозга,мозжечок,продолговатый мозг и средний мозг. Эти образования в большей или меньшей степени участвуй в регуляции мышечного тонуса, в выполнениях,требующих большой точности и плавности мелких движений пальцев рук.

Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)» размещена в разделах

Начинать работу по развитию, мелкой моторики нужно с самого раннего возвраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым активные точки, связанные с коркой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков. Малышам от года до трех лет упражнения дают в упрощенном варианте,доступном их возврасту. Работа по развита движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задание должно приносить радость ребенку,нельзя допускать переутомления и скуку.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики «пальчиковые игры» Эти игры очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. " Пальчиковые игры ". как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе " пальчиковых игр " дети,повторяя движения взрослых,активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать выполнение на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо историй, сказок. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся уже двумя руками. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, кубиками, шариками и т. д.

Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Начинаем работу с простого проведения линии посреди дорожки и постепенно усложняя до соединения по точкам, проведения графических диктантов.

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например,плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макроме. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии " Сделаем бусы". Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники,каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее прокалывается. Готовые бусы нанизывают на нитку.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции - аппликации. Мальчики - батальные сцены, фантастические картины на различные темы. Девочки - сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Большое место

уделяем рукоделию. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности,настойчивости.

На занятиях по математике широко используем приемы выкладывания из спичек, палочек,как по образцу,так и из своего воображения, объясняя при этом, что ребенок задумал, как представляет себе.

Различные виды мозаики, мелкого пластмассового и металлического конструкторов присутствуют в течение всего дня.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствуют концентрации внимания,т. к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемые результаты. Оригами стимулирует и развитие памяти, т. к. ребенок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру - драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Оригами развивает силу пальцев, силу мышц, точность движений руки и пальцев, движение руки и глаз.

Программу по развитию мелкой моторики мы стараемся включить во все виды обучающейся деятельности, и как занятия (оригами, конструирование,ручной труд, и как Физкультминутки, и как часть занятия.

Много работы уделяем индивидуальному обучению, создаем такие ситуации,чтобы ребенку интересно было путешествовать по различным лабиринтам и картам к заветной цели. На занятиях по ручному труду используем природный материал - шишики,семена.

Сейчас выпускают различные игрушки вроде " Хамелеона ", мячей из каучука, чему

тоже мы находим применение и в индивидуальной деятельности, и в самостоятельной. Развивая силу пальцев руки, моторику руки, мы тем самым развиваем его речь, ведь все с чем он соприкасается, ребенок должен увидеть, понять, истолковать смысл. Учитывая уровень ребенка, предлагаем детям задания разные по сложности.

Публикации по теме:

Роль пальчиковой игры в развитии детей с нарушением интеллекта Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой.

Специфика системы раннего развития детей от 0 до 3-х лет Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Низдерка на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)
Опубликовано: 19 мая 2014 в 23:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД