МААМ-картинки

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Елена Пахомова
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

(Опыт работы по программе «Игралочка»)

«Учиться надо весело! Чтобы переваривать

знания, надо поглощать их с аппетитом»

А. Франс

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Публикация «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

В этом плане интересной для педагогов может стать используемая в нашем детском саду «Солнышко» парциальная образовательная программа по ФЭМП «Игралочка» авторы Людмила Георгиевна Петерсон, Елена Евгеньевна Кочемасова.

Данная программа это начальное звено курса по математике школьной программы «Школа 2000».В дошкольном возрасте используется с детьми 3-4 лет (2 младшая группа).

Программу мы приобрели в этом учебном году, т. к. она есть в списке рекомендованных программ в ФОП ДО. Используя эту технологию усвоение математики происходит в игровой форме, и дети без напряжения приобретают необходимый объем математических знаний. В ней есть большое количество логических задач, над решением которых порой надо «поломать голову». Между тем многие дети справляются с ними быстро и легко!

Цель курса «Игралочка»создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов.

Задачи математического развития в курсе «Игралочка» определены с учетом развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка. Кроме обычных задач на формирование навыков счета, сериации, сравнение, обобщение, классификация – задачи другого формата.

Все задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.

Учебно-методическое пособие "Игралочка"– имеет полное методическое обеспечение в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО – методические рекомендации для воспитателя, учебные тетради, раздаточный и демонстрационный материал.

Раздаточный материал - красочный, качественный, предназначен для использования одним ребенком и расположен на отдельных листах. Конечно же, приобрести данный комплект для каждого ребенка в детском саду – это удовольствие не из дешевых, поэтому мы купили по-одному комплекту для каждого возраста, отсканировали их и распечатали по количеству детей. Весь материал находится в конвертах, для каждого занятия он свой.

В тетради задания распределены по темам занятий. Каждая тема содержит в себе 4-5 заданий. Они не сложные, если ребенок пропускает д/с, то родители тетрадь берут и выполняют их дома.

В основу курса «Игралочка» положена концепция, реализующего системно-деятельностного подхода и используется технология «Ситуация». Педагог, работающий в технологии "ситуация", не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами "откроют" его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов.

Структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных этапов: Я хочу их кратко осветить и думаю, услышав их, многие поймут, что в той или иной степени используют эту технологию в своей работе с детьми.

1. Все занятия строятся с опорой на личный опыт и интересы детей – на этом этапе воспитатель создаёт условия для возникновения у детей внутренней мотивации включения в деятельность; дети включаются в беседу, связанную с их личным опытом и они сами ставят детскую цель. Дети её понимают. Ключевая фраза завершения этапа являются вопросы: "Хотите? Сможете?"

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации - воспитатель учит детей фиксировать затруднение, переводить проблему в задачу, причем происходит это не осознанно, они не стесняются, чувствуют себя абсолютно комфортно, потому что воспитатель не ругает их, если они что-то не знают - Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей "детской" цели и не догадываются, что с воспитателем они идут к новым открытиям.

3. Затруднение в ситуации - дети, приобретают опыт формулирования причины затруднения на языке математики - Данный этап ключевой. Главный вопрос в нём "Значит что нам надо узнать?". Воспитатели используют не закрытые вопросы – требующие односложного ответа (На такие вопросы обычно получаются предсказуемые ответы «да», «нет» или «хорошо»,а именно открытые вопросы, которые дают детям возможность рассуждать, делать обобщения.

4. Открытие нового знания – на этом этапе дети экспериментируют, конструируют, воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения, учитывает принцип психологической комфортности, дети постоянно на занятиях двигаются. Каждое задание выполняется в новом положении – 1- сидя, 2 – стоя, 3 – на ковре; это все прописано в методичке, но воспитателю все равно тщательно продумывает организацию пространства. Если надо перейти от одного места до другого, обязательно преодолевают какие-то препятствия.

5. Учатся рассуждать, высказывать обоснованные математические суждения - На данном этапе отрабатывается умением детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Обязательно используются вопросы: "Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.

6. Приобретают опыт рефлексии осмысления связи результата своей деятельности с математическими знаниями – т. к. в начале у детей была детская цель, то с ними надо зафиксировать достижение цели и определить условия, которые, позволили добиться этой цели. Конечно, это вопросы "Где были?", "Чем занимались?", "Кому помогли?" Далее с помощью вопроса "Почему вам это удалось?" воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха: "Вам удалось. потому что вы узнали (научились). "

Именно благодаря этой технологии «ситуации» дети не замечают, что идет обучение, что они узнают и учатся новому в любимой ими игровой деятельности.

Я советую всем, не бояться, приобретать программу Игралочка. Да, конечно, начинать новое бывает трудно, но всё преодолимо. И еще совет, все-таки начинать изучение программы именно с младшего возраста, т. к. идет постепенное усложнение и детям намного легче воспринимать материал - постепенно, когда все ступени пройдены.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 11:22
+6Карма+ Голосовать

Публикация «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Пахомова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД