Получи документы

Развитие логического мышления дошкольников посредством использования блоков Дьенеша

Елена Котова
Развитие логического мышления дошкольников посредством использования блоков Дьенеша

Добрый день, уважаемые коллеги! Все вы прекрасно знаете, что на современном этапе обучения особую роль отводят нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем в 1973 году.

Публикация «Развитие логического мышления дошкольников посредством использования блоков Дьенеша» размещена в разделах

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор, состоящий из 48 объемных фигур. Это 4 вида геометрических фигур, трех цветов, двух размеров и разной толщины. Наряду с логическими блоками, в работе применяются карточки, на которых условно изображены свойства блоков. 11 карточек подтверждают наличие того или иного свойства, и 11карточек, которые указывают на отрицание какого-либо из свойств.

Логические блоки Дьенеша знакомят детей с цветом, понятиями: форма, размер и толщина. Играя с блоками Дьенеша, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся: умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. Активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы, что, несомненно, очень важно для нашего века информатизации и компьютеризации.

Я начала использовать этот дидактический материал год назад. Сначала блоки Дьенеша я использовала в кружковой деятельности. На основе учебного курса Наталии Ивановны Захаровой «Играем с логическими блоками Дьенеша» я разработала программу кружка «Цветная логика». Главная цель которого развитие логического мышления посредством использования логических блоков Дьенеша. Были приобретены наборы блоков для каждого ребенка, демонстрационные материалы, альбомы. Оформлена развивающая зона, где дети в любой момент могли самостоятельно или под моим руководством организовать игру.

В начале и конце учебного года я провожу диагностику детей, на основе которой делаю выводы об усвоение программного материала.

Все задания с логическими блоками можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы:

Группа1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

Например, игра «Магазин». Перед детьми желтое яблоко, красный помидор, синяя книга, желтая пирамидка. Спрашиваю: «На какие геометрические фигуры похожи предметы в магазине. Я прошу, к каждому предмету подобрать карточки-символы, означающие два свойства – цвет и форму. Если карточки подобраны верно, то предмет отправляется покупателю. К концу учебного курса дети от умения оперировать одним-двумя свойствами постепенно переходят к умению оперировать четырьмя свойствами.

Вторая группа заданий направлена на развитие умения сравнивать предметы по их свойствам.

Например, игра «Угощение для зверей». Предлагаю детям положить в тарелочку угощение-блоки для каждого зверя по заданным свойствам - сходства или различия. Для белочки – фигуры разного цвета, для обезьяны – разной формы, для собаки одинаковой величины и т. д.

Следующая третья группа заданий – это задания для развития действий классификации и обобщения.

Например, игра «Найди свой дом». Перед детьми домики и дорожки к ним, сначала дорога общая, а потом расходящаяся к каждому домику и обозначенная символом. То есть, по ней могут двигаться фигуры заданного свойства. Постепенно задания этой группы усложняются и вот одно из них. (видео дорожки у дома)

И четвертая группа – это задания для развития способности к логическим действиям и операциям. Одно из заданий начального этапа - игра «Кто здесь живет». Перед детьми карточка домика с тремя этажами и тремя квартирами на каждом этаже. На каждом этаже живут три разные фигуры, но не все фигуры-блоки дома. Каких фигур нет? В дальнейшем подобное занятие будет усложнено наличием карточек, обозначающих свойства, или отрицание этих свойств

Спустя два месяца работы с блоками я поняла и удивилась, насколько просто этот материал подводит к постижению абстрактных понятий. Все чаще блоки стали использоваться в непосредственно образовательной деятельности разных образовательных областей. Это и познавательное развитие, где закреплялись представления детей о свойствах предметов, их положении в пространстве, в формировании понятий «множество» и «подмножество». В речевом развитии дети учились называть свойства блоков, либо отрицание определенных свойств, ребята тренировали умение четко произносить слова и звуки, учились составлять загадки о блоках. В художественно-эстетическом – конструировали по замыслу или используя схемы. Учились рисовать схемы собственных построек. А умение работать в группах или парами, развивало социально-коммуникативные навыки.

Разработанный мною конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием логических блоков и КТ «Катастрофа профессора Чудакова» занял 1 место в районном конкурсе профессионального мастерства «Мое лучшее образовательное мероприятие» среди педагогов дошкольных образовательных организаций и, получил диплом участника областного конкурса, который был организован НИПКиПРО. Открытый показ НОД «Домик для поросят» на районном методическом объединении прошел так же с использованием блоков.

Блоки настолько прочно вошли в жизнь нашей группы, что мы используем их практически каждый день. В театральной постановке «Теремок» вместо привычных героев были блоки, и дети, на вопрос «Кто в теремочке живет» отвечали не совсем привычно, называя заданное количество свойств своей фигуры, например: «Кто в теремочке живет?» - «Большой красный толстый прямоугольник», либо отрицая какое-то из свойств: «Не большой, не желтый и не красный толстый круг. Родители тоже принимают активное участие в нашей работе. После родительского собрания в форме семинара-практикума, где мамы и папы не только познакомились с этим дидактическим материалом, но и сами попробовали выполнить несколько заданий, было решено использовать блоки и дома. Некоторые семьи приобрели наборы, а те, кто не смог этого сделать, на выходные брали из детского сада. Еженедельно в родительском уголке помещались задания, для выполнения дома.

Изучая методическую литературу об использовании логических блоков, не раз сталкивалась с рекомендациями совместного их использования с палочками Кюизенера. И вскоре, в нашей группе появился еще один интереснейший дидактический материал - наборы палочек Кюизенера, а также необходимая методическая литература, альбомы с заданиями и наглядными пособиями.

В результате работы за год, руководствуясь наблюдениями и результатами педагогической диагностики, я могу смело сделать выводы, что дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы. Они владеют сенсорными эталонами формы, цвета, размера и величины; понимают знаки и символы свойств; умеют «читать» предметные схематические модели; владеют действиями сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству; также отражают в речи способы выполнения действий

Учитывая основные особенности логических блоков Дьенеша, а именно — абстрактность, универсальность, высокую эффективность рекомендую педагогам освоить его и применять на практике.

Прикреплённые файлы:

kruglyi-stol_qaarg.pptx | 9848,07 Кб
 
Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие логического мышления дошкольников посредством использования блоков Дьенеша (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Котова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие логического мышления дошкольников посредством использования блоков Дьенеша
Опубликовано: 9 октября 2021 в 22:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД