МААМ-картинки

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

Оксана Елшина
Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

Мы живем в непростое время. Каждый день происходит масса событий, на нас падает большой объем информации. Зачастую сложно отличить правду от лжи, трудно ответить на вопрос почему все случилось так, как случилось и совсем непонятно, как нужно себя вести в сложившейся ситуации.

В нашей стране появилось множество мошенников, которые обманывают и малых и старых. Люди перестают доверять друг другу. И более уязвимыми являются дети, ведь зачастую они безоговорочно верят взрослым и выполняют их просьбы.

Публикация «Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Почему так происходит и что делать? Как же научить детей не попасть на уловки мошенников? Здесь очень уместна поговорка «Доверяй, но проверяй». Я считаю, что начиная с дошкольного возраста нужно развивать у детей критическое мышление. Критическое мышление – это умение анализировать информацию и делать обоснованные выводы, т. е. способность ставить под сомнение любую информацию.

Совсем необязательно проводить отдельную, специализированную образовательную деятельность, вполне достаточно будет периодически включать в занятия некоторые приемы, ведь это достаточно просто внедрить и использовать.

1. Необходимо развивать умение выделять главную мысль.

Чтобы анализировать информацию, делать выводы и составлять своё мнение, важно научиться выделять главную мысль. Чтобы понять, какая информация главная, а какая — уточняющая, нужно задать себе вопросы: «что сообщает мне текст, о чём я узнал», «что хотел сказать автор, какие эмоции он хотел выразить», «какие факты он перечислил и можно ли их проверить». Чтобы научить ребёнка отличать главную информацию от второстепенной, прочтите вместе с ним отрывок книги. Выбирайте такой, в котором много уточнений и деталей.

2. Развивать умение отделять мнение от факта.

Говорите детям, что информация может основываться на факте или на мнении. Нужно научиться их различать, чтобы принимать решения.

Факт — это что-то конкретное и проверяемое. Например: «На улице идёт снег», а вот фраза «Таня говорит, что окрошка невкусная» — это мнение. Причём, это пересказ — мы не знаем, что на самом деле сказала Таня и правда ли она не любит окрошку. Но даже если это так, это не значит, что окрошка кажется невкусной и другим людям. Спросите ребёнка, что он может сделать, чтобы проверить это мнение? Он может поговорить с Таней лично и узнать, как она относится к окрошке. А после этого можно попробовать окрошку, чтобы составить собственное мнение о ее вкусе.

3. Объяснять, что у всего есть причина и следствие.

Причина — это то, почему произошло какое-то событие, принятое решение, действие. Следствие — это то, что произошло. Между следствием и причиной есть связь. Обнаружить её можно, если задать себе вопросы: «Почему? Зачем?». Приучайте детей отслеживать причинно-следственные связи даже в бытовых моментах. Привычка видеть взаимосвязь вещей помогает проникать в мотивы поступков и учит ответственно относиться к своим решениям и поступкам. Кстати, для наглядности можно даже первое время вести табличку, где в левой колонке будут причины, а в правой следствия.

4. Рассказывайте, что у одной ситуации может быть много решений

Критическое мышление — это возможность видеть разные варианты действий в одинаковых ситуациях. Вы можете ходить в детский сад разными маршрутами, придумывать новые финалы любимых книг, искать разные выходы из ситуаций, с которыми сталкивается ребёнок. Так вы поможете ему или ей ориентироваться в разных ситуациях, в том числе непривычных. Потому, что у него уже будет привычка продумывать все варианты и оценивать навскидку их эффективность.

5. Показывайте пример

Дети воспроизводят поведение родителей и воспитателей. Поэтому лучший способ научить детей важному навыку — это применять его самим.

Обращайте внимание на то, что важно, задавайте вопросы, обсуждайте причины и следствия, перепроверяйте информацию, будьте последовательны, признавайте свои ошибки и делайте выводы, поощряйте вопросы ребёнка.

Упражнения, развивающие критическое мышление у детей.

1. Правда или нет? Покажите ребё нку две картинки: обычную и с явным фотошопом (например, с радужными помидорами или летающим бегемотом). Предложите отличить правду от вымысла и попросите порассуждать, почему изображение с фотошопом — это ложь?

2. Аргументы за и против. Пусть ребёнок докажет или оспорит какое-нибудь суждение. Например: «В токийском зоопарке крокодила научили ездить на велосипеде». Попросите его выдвинуть все аргументы за и против. Здесь не так важно, правильно ли он ответит или нет. Важнее — как он рассуждает и какие доводы приводит.

3. Двусмысленные фразы. Напишите фразу, которую можно трактовать двояко, и предложите ребёнку указать оба возможных смысла. Например: «По дороге зайди в магазин и купи гвоздики».

4. При каких условиях утверждение ложно? Это важное упражнение учит обращать внимание на нюансы. Например, предложите ребёнку подумать, при каких условиях ложны утверждения «Самолёт быстрее машины» или «Дерево осенью сбрасывает листву».

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мышления детей дошкольного возрастаРазвитие мышления детей дошкольного возраста Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 августа 2023 в 12:50
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД