Получи документы

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Елена Крыльцова
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Крыльцова Елена Александровна

студент, кафедра дошкольного образования, Дзержинский педагогический колледж, г. Дзержинск

Аннотация

Публикация «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В статье вопрос развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста рассматривается. В ней формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательном дошкольного учреждения,рассматриваются конкретно,которые учитываются законом

Дошкольное детство – самое благоприятное время для развития социальнокоммуникативных навыков. В возрасте в этом зарождаются и развиваются отношения между детьми-сверстниками. Эти отношения будут основой личности ребенка в будущем.

Старший дошкольный возраст является своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что определяет необходимость развития коммуникативных способностей.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, коммуникативные способности, формы и методы развития коммуникативных способностей, педагогическая ситуация, дошкольное образовательное учреждение. Chuvashova Nadezhda Ya. THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Annotation : The article is devoted to the problem of formation of communicative abilities of preschoolers. It discusses the specific forms and methods of development of communicative abilities in children of preschool age in the educational process in preschool, taking into account the patterns of mental and personality development of children of this age. Senior pre-school age is a kind of stepping stone child in the school that determines the need for the development of communicative abilities. Keywords : preschool children, communication skills, forms and methods of development of communicative abilities, pedagogical situation, preschool educational institution.

В современных условиях дошкольник может стать социальным нормальным существом, если будет он расти в нормальном заботливом окружении. В российском обществе успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми в независимости от возраста и менталитета, реагировать быстро на происходящие изменения, анализировать информацию, принимать решения соответствующие и действовать согласно им.

Человек будет порядочным и справедливым, если в его окружении есть порядочность и справедливость.

Детство дошкольное, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека.

Однако в настоящее время, по мнению Волкова Б. С. способности коммуникативные, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей.

То, чего взрослые хотят добиться в воспитании ребенка, они постоянно должны показывать это своими поступками и в жизни примерами.

Родители дошкольника зачастую торопятся научить его читать и писать. Но не понимают взрослые, что, в первую очередь, дошкольник научиться должен социализироваться в обществе.

Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное к ним отношение, соблюдать этикет разговорный, слушать партнера [1]. Вопросами «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, В. С. Мухина, Т. А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я. Л. Коломенский, Л. А. Венгер. Также Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. А. Репина.

Современные специалисты в области общения детей со взрослыми и сверстниками (Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е, Смирнова Е. О.) рассматривают формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что образовательная программа ДОУ должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его развития личностного… на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». В свою очередь одним из условий успешной социализации дошкольников Стандарт называет качества коммуникативные [6]. Развитие социально- коммуникативных навыков сейчас является большой проблемой в педагогике.

Коммуникативные способности – индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности [4].

Актуальность проблемы социально- коммуникативных навыков возрастает в современном мире все больше и больше,в связи с не воспитанностью, дефицитом культуры речи.

По мнению Чернецкой Л. В. коммуникативные способности включают в себя три основных составляющих, на которых они основываются и без которых не могут существовать [7].

Первая составляющая коммуникативных способностей – это «область желания», включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступить в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. [7].

Вторая составляющая коммуникативных способностей – «область знания» определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется также в ходе 259 взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты [7]. Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья (поведенческая) составляющая коммуникативных способностей – способность к общению «область умений». Она включает в себя умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность, аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации [5]. Только при наличии всех трех гармонично развитых составляющих можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей. Можно.

Работая с детьми мы развиваем у них эмоции, речь и чувство, но также делаем упор на развитие коммуникативности, умение выход находить из сложных ситуаций. Общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки. Основными формами развития коммуникативных способностей являются сюжетные игры и игры с правилами.

Сюжетные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) характерно развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.

Игра в детском саду организовывается, как совместная игра воспитателя с детьми, но и свободную деятельность дошкольников не забывают тоже. Следует особо подчеркнуть возможности и значение игрподвижных: дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Правила игры воспринимают дети как закон, и сознательное выполнение их формирует такие качества личности, как воля, самообладание, выдержка, умение контролировать свои поступки и свое поведение в целом.

Подвижная игра учит искренности, взаимопомощи, товариществу. Театрализованные игры влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов позитивного взаимодействия. Для того чтобы достичь цель, организации совместной игры с воспитателем, сформулированы следующие задачи- общения развитие и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми:- формирование готовности поддерживать и общение завершать, развивать культуру речи :- стимулировать социальньно- коммуникативную деятельность посредством игровых действий:- побуждать дошкольников к своих чувств выражению, мыслей, эмоций при помощи мимики, слов, жестов.

Педагогическая ситуация (воспитывающая ситуация) – как форма развития коммуникативных способностей представляет собой педагогическое акцентирование внимания детей на какой-либо коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственного включение ребенка в нее. Педагогическая ситуация может быть как естественной (жизненной, так и специально созданной. Она имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм, методов и приемов. Используя игры дети развивают навык общения, становятся разностороними, яркими, полноценными личностями, способными жить и работать в современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте [Текст] : практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с. 2. Дорохова Т. С., Кудрявцева Е. О. Социально-педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовател ьном учреждении [Текст] / Т. С. Дорохова, Е. О. Кудрявцева // Вестник социальногуманитарного образования и науки. – №2. – 2013. – С. 37-42. 3. Королева С. В. Моделирование процесса управления качеством в дошкольной образовательной организации [Текст] / С. В. Королева // Педагогическое образование в России. – №1. – 2014. – С. 31-35. 4. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред. А. А. Бодалева. – М. : Когито-Центр, 2011. – 600 с. 5. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей : основные формы [Текст] : пособие для педагогов / [Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. ; науч. рук. А. Г. Асмолов ; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М. : Просвещение, 2012. – 205 с. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении 262 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [электронный ресурс] – режим доступа : https://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Крыльцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2023 в 16:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД