Получи документы

Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников как условие успешной социальной адаптации

Ирина Масакова
Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников как условие успешной социальной адаптации

Процесс социальной адаптации детей, их вхождение в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Публикация «Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников как условие успешной социальной адаптации» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.

Именно в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание общению воспитанников. Это одно из требований ФГОС ДО.

Среди задач педагогов в рамках социально-коммуникативного развития – развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Кроме того, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что к выпуску из детского сада Ребёнок научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты

Уже в дошкольном детстве ребенок общается в группе, он учится договариваться, прислушиваться к мнению сверстников, отстаивать свое мнение, приходить к общему решению. Это способствует его успешной адаптации в детском саду. Если коммуникативные навыки и умения не сформированы, дети не могут договориться, начинают спорить и в результате ссорятся. Чтобы предотвратить их столкновения между детьми, воспитателю следует познакомить детей с правилами ведения спора и выхода из конфликтной ситуации

С целью анализа коммуникативных навыков воспитанников, их умения находить выход из конфликтных ситуаций была проведена диагностика по методике «Картинки» ( Источник: Смирнова, О. Е., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, приемы, коррекция. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с. (с. 17-21). Детям предлагались четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду изображающие следующие ситуации:

1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.

3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа. Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:

1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме)

2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).

3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).

4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).

Как показала диагностика, при решении конфликтных ситуаций, дети чаще всего выбирают вариант ухода от конфликтной ситуации или агрессивное решение. Реже прибегают к вербальному и продуктивному решению.

Чтобы показать воспитанникам, как необходимо правильно выходить из конфликтной ситуации, а также познакомить детей с правилами ведения спора, мы разработали проект «Спор хороший и плохой».

Цель – развитие социально-коммуникативных навыков детей при разрешении спорных ситуаций

Если обратиться к Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Спорить (вести спор) – значит возражать, доказывая что-нибудь.

Проект состоял из 3-хэтапов: Подготовительный

1Изучение проблемы социально-коммуникативного развития.

2. Подбор литературы для

самообучения.

3Подбор материала для детей, родителей.

4 Проведение родительского собрания и консультаций для родителей

1. Изучение проблемы социально-коммуникативного развития.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Сегодня основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

- перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;

- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Умение убеждать, доказывать, аргументировать свою точку зрения – не это ли и есть важные методы при установлении социально-коммуникативных контактов между детьми, а в дальнейшем и с окружающим миром?

2. Подбор литературы для самообразования.

1. Ф. Мулько­ Развитие представлений о человеке в истории и культуре

2. Н. В. Алешина - Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью 2003 г.

3. Программа «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» А. В. Уханова 2010 г

4. Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» 2011 г.

3. Подбор литературы для детей и родителей.

1. Н. М. Метенова «Родителям о детях», «Взрослым о детях»

2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. -1990. №4.-с. 117-121.;

3. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с. ;

4. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Г. Л. Лэндрет. - М. : Международная педагогическая академия, 1994.-361с.

5. Рассказы В. Осеевой, Пришвина, В. Бианки, стихи А. Барто.

6. С. Михалков Стихотворение «Бараны»

7. Эзоп сказка «Две козы».

8. К. Ушинский К. «Спор деревьев», «Спор животных»

9. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

10. Белорусская народная сказка «Пшеничный колосок»

11. Русская народная сказка «Лиса и журавль»

4. Проведение родительского собрания и консультаций для родителей.

2 этап Организация проекта

На данном этапе в ходе организации практической деятельности детям объясняли, для чего нужен спор, какие есть пути решения спора, правила поведения в споре.

Игра-путешествие в страну драчунов.

Интервью с драчунами «Чем спор отличается от ссоры?»

Проблемная ситуация «Спор – это хорошо или плохо?»

Свободное общение: «Из-за чего возникает спор?»

Ситуативная беседа: «Для чего нужно уметь спорить?» «Зачем нужно уметь договариваться».

Знакомство с этикетными выражениями

«Давай подумаем вместе»;

«Я подумаю»;

«С тобой интересно было говорить, но я останусь при своем мнении»

Я думаю, что ты (не) прав.

Я (не) согласен с тобой.

Мне кажется, ты ошибаешься; извини.

Я не могу с тобой согласиться

Свободное творчество: «Придумай мерилку»

Д/ и: «Что такое спор?», «Спор хороший и плохой»,

Просмотр мультфильмов: «Спор деревьев», «Спор животных» (по К. Ушинскому, «Бараны» (по С. Михалкову)

Чтение художественной литературы: Обсуждение того, как ведут себя герои в разных ситуациях, как они решают спор

Стихотворение «Решай споры словами, а не кулаками» («Играть с енотом не любили…»,

сказка Эзопа «Две козы». Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», белорусская народная сказка «Пшеничный колосок», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Д/ и: «Продолжи предложение: «Мне не нравится, когда…», «Мирилки», «Волшебная извинялочка».

Интервьюирование: «Волшебный микрофон», «Выскажи свое мнение».

Игры и задания в парах и малых группах: «Нарисуй вдвоем» «Построй замок», «Выбираем наряд для принцессы».

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек»

Часик самоуправления (дети в роли воспитателя, мл воспитателя, заведующего, медсестры)

Разыгрывание ситуаций: «Докажи свою правоту» ( дети употребляют в речи фразы: «Я думаю…», «Мне кажется…», «По-моему…»).

Решение проблемных ситуаций в парах и малых группах: «Кто прав и не прав», «Как бы ты поступил?».

Обсуждение пословиц: «В споре рождается истина», «Спорь да не вздорь», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Итогом творческой деятельности детей на данном этапе было следующее: изготовление Книжек-малышек «Мирилки непосед», Книга «Волшебные извинялочки» – небольшие четверостишия о том, какие ошибки нельзя допускать во время спора, была организована Выставка рисунков «Я твой друг, и ты мой друг!», ребята вместе с родителями сочинили сказки, в которых сказочные герои сумели друг с другом договориться и в конце концов помирились. Эти сказки мы оформили в Сборник сказок «Как сказочные герои разрешали спор».

В групповой комнате появился «Коврик примирения», где дети мирятся после ссоры, «Коврик злости» (снятие негативных эмоциональных состояний. Положите в уголке группы «коврик злости» (небольшой шероховатый коврик). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенный или потерял контроль над своими действиями, предложите ему отдать «злючку» коврику. Для этого ребенку надо разуться и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться).

3этап Заключительный.

На заключительном этапе ребята инсценировали сказку «Заюшкина избушка» на новый лад, где дети смогли продемонстрировать, как сказочные герои смогли договориться друг с другом, избежав конфликта. В рамках деятельности инновационной площадки ребята тоже обогатили свой опыт. Они познакомились с профессиями оператора, режиссера, как с профессиями тесно связанными с профессией журналиста. Сами смогли попробовать себя в этих профессиях.

Таким образом, успешной социальной адаптации воспитанников в ДС способствует общение друг с другом, а если быть точнее умение решать конфликтные ситуации, находить выход из них.

Публикации по теме:

Обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе «Обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе» Воспитатель: Чередина Ольга Николаевна.

Преемственность как условие успешной адаптации детей к школе Преемственность между детским садом и школой, взаимодействие с родителями дадут возможность будущему первокласснику безболезненно адаптироваться.

Презентация «Отчет по теме «Развитие связной речи в коммуникативной деятельности старших дошкольников» Тема «Развитие связной речи в коммуникативной деятельности старших дошкольников» важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом.

Проект «Эмоциональное благополучие как основа успешной социальной адаптации дошкольника»Проект «Эмоциональное благополучие как основа успешной социальной адаптации дошкольника» Для успешной адаптации к условиям ДУ проводились мероприятия по реализации инновационного проекта «Эмоциональное благополучие как.

Презентация «Изобразительная деятельность детей раннего возраста как условие их успешной адаптации к детскому саду» Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка раннего возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок.

Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада» Обоснование необходимости проекта В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям.

Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов на примере детей 4–8 лет Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов (на примере детей 4 - 8 лет).[/b] Аннотация: В статье рассмотрены.

Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников»Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников» Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01.12. по.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников У каждого у нас Внутри талант таится И.

Условие успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями и сопровождается изменением поведенческих.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников как условие успешной социальной адаптации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Масакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников как условие успешной социальной адаптации
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 12:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД