Папки-передвижки

Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция

Любовь Попова
Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция

Введение

Современное общество и социокультурные условия выдвигают свои требования к качествам личности людей, что не может не найти отражение в учебно-воспитательном процессе, который начинается уже в детских дошкольных учреждениях. Формируемая личность должна быть активной, неординарно мыслить, творчески подходить к решениям поставленных задач, способной бесконфликтно общаться, а также, согласно Федеральному Государственном Образовательному Стандарту (далее – ФГОС, на этапе дошкольного детства, должна усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; уметь общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; быть самостоятельным, способным к целенаправленности и саморегуляции собственных действий; иметь развитый социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, быть подготовленным к совместной деятельности со сверстниками, иметь уважительное отношение и ощущать чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО, иметь сформированные позитивные установки к различным видам труда и творчества; иметь сформированные основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Публикация «Развитие компетенций у дошкольников, Коммуникативная компетенция» размещена в разделах

Дошкольное детство – благоприятный период, когда ребёнок в наибольшей степени готов к узнаванию чего-то нового, легко обучается и осваивает какие-либо виды деятельности. Именно поэтому возраст до 7 лет наиболее важен для развития эмоциональной и коммуникативной сферы, учитывая, что формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. А первый удачный опыт отношений – в коллективе детского сада, со сверстниками и взрослыми, – залог успеха в сфере социально-личностного развития в дальнейшей жизни. Всего этого можно достигнуть, сформировав у ребёнка ключевые компетенции, а именно: социальные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие, когнитивные, эмоциональные. Эти компетенции не только возможно сформировать в дошкольном возрасте, но и необходимо (что определяется ФГОС) это сделать в условиях дошкольного учреждения, в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности, так как они и являются результатом образования.

Обратим наше внимание на одну из ключевых компетенций – коммуникационную – и рассмотрим её подробнее в контексте дошкольного образования. Для начала дадим определению «Компетентность»: Компетентность – это владение, обладание воспитанником соответствующей компетенцией (совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. (Хуторской А. В.)

Становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе – грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятие «компетентность».

Актуальность темы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что, наблюдая за детьми в детских коллективах, можно заметить, что многие ребята испытывают серьёзные трудности в общении: сложно наладить контакт, по причине агрессивного поведения или, наоборот, чрезмерной стеснительности; дошкольники не могут договориться, ссорятся, возникают конфликты, вспыхивает агрессия; дети не слышать друг друга и не пытаются услышать. Подобные ситуации в общении между детьми, будь то дети, живущие в одной семье, играющие на одной площадке или воспитанники одной группы, не способствуют нормальному общению и налаживанию контактов, а в условиях ДОО ещё и мешают осуществлению воспитательно-образовательного процесса. Конечно, эти особенности в большей степени заметны при общении со сверстниками, нежели со взрослыми. Даже дети подготовительной группы не всегда могут выразить свою мысль и донести её до оппонента, рассказать о своих эмоциях, ощущениях. Вот тут мы приходим к тому, что в дошкольном возрасте существуют наиболее благоприятные условия для создания коммуникативных компетенций в условиях ДОО.

Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.

Цели и задачи

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста связано с образовательными областями: речевое и социально-коммуникативное развитие.

Конечной целью дошкольного образования в данных направлениях является полноценное развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, лексической, грамматической на основе развития связной речи) и развитие коммуникативных умений, что необходимо ему для дальнейшего обучения в школе.

Цель:

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников.

Задачи:

- сформировать умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,

- сформировать умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,

- помочь овладеть невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,

- сформировать умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,

- дать представление о нормах и правилах речевого этикета и сформировать умение использовать их в зависимости от ситуации,

- помочь овладеть навыками разрешения конфликтных ситуаций.

Теоретические подходы.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова).

Нет единого мнения на раскрытие понятия «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность рассматривается как ориентация на объект общения, как ситуативная адаптивность, как владение языком и др. Несмотря на различные трактовки данного понятия, их объединяет то, что все они указывают на компоненты, необходимые для общения: владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой) ; умение с помощью вербальных и невербальных средств общения устанавливать контакты, включая для этого необходимые внутренние ресурсы (мотивы, направленность на общение, желание обменяться информацией и пр.) ; умение слышать, слушать и говорить (в процессе общения выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы и аргументировать свою точку зрения) .

Обращаясь к рабочей программе нашего детского сада, мы можем узнать, к чему необходимо стремиться:

• Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятным другим.

• Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками и умениями. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют три других компонента:

- коммуникативные знания (это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми, знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми).

- коммуникативные умения (умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения).

- коммуникативные способности (способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения).

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

Несовершенство коммуникативных умений препятствует процессу свободной коммуникации, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение ребенка, не способствует развитию его речемыслительной и познавательной деятельности.

Свободное общение или свободная коммуникация – это нерегламентированное общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора, обмена информацией. К такому общению в дошкольном возрасте в большей степени располагают игровая деятельность детей и беседа как способ получение новой информации.

Свободное общение предполагает спонтанность ребенка в речевом выражении своих чувств, информации, которой он владеет и хочет поделиться с товарищами. Активность ребенка, субъектная позиция в процессе свободного общения способствуют развитию его коммуникативной деятельности и коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это сложное образование, которое характеризуется определенной структурой, компонентами и уровнями, находящимися во взаимосвязи. Традиционно в структуре коммуникативной компетентности выделяют три компонента:

- мотивационно-личностный (потребность ребенка в общении, в процессе которого проявляются особенности его личности, непосредственно влияющие на содержание, процесс и сущность общения).

- когнитивный (знания из области взаимоотношений людей, о смысле и ценности общения; о личностных качествах, которые ему способствуют или препятствуют; о чувствах и эмоциях, которые его сопровождают; о поведенческой стороне общения).

- поведенческий (способ реагирования на конкретную ситуацию, выбор определенных норм и правил в процессе общения и для общения; это коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности).

Технологическая часть

В процессе своей работы с детьми я развивала их коммуникативную компетенцию во много по наитию, но очень хорошо понимая, насколько это важно и на сколько эта компетенция облегчает детям пребывание в детском саду, поэтому данная работа мне будет особенно полезна для подкрепления теоретической базы и использования на практике изученной информации, в частности, мне захотелось больше узнать о коммуникативных играх.

Убеждаясь много раз в своей жизни, что коммуникативная компетенция – залог успеха во многих ситуациях, умения и знания способов и приёмов коммуникации я ставлю во главу угла. Конечно, обязательно приучить детей здороваться и прощаться, вежливо просить и благодарить. В-первую очередь, самое важное, что я делаю, это сама соблюдаю эти правила в течение всего дня и во всех режимных моментах. Во-вторых, конечно, занятия по этикету, где можно отработать в игровых ситуациях и с помощью бесед правила поведения и общения. В-третьих, в любой момент я могу остановить процесс и обратить внимание детей на ситуацию в группе, спросив, какой из нее может быть выход.

Естественно, мы учимся: не перебивать говорящего, дослушивать до конца; уместно вступать в обсуждения; просить о помощи сверстников или взрослых; предлагать свою помощь сверстнику или взрослому, откликаться на просьбы о помощи и принимать помощь; задавать вопросы о непонятном, сообщать о своих потребностях или чувствах, проявлять эмпатию, приносить извинения, сочувствовать и сопереживать, контролировать свои негативные эмоции, мирно отстаивать свои интересы, делиться игрушками.

Часто случаются ситуации, когда дети друг друга обвиняют, в такие моменты мы учимся адекватно реагировать на незаслуженные обвинения и спокойно признавать свою вину, если виноват. Также очень важно научиться говорить «Нет» и без сильных эмоций реагировать на отказ. Это непросто, но мы двигаемся вперед.

К сожалению, аспект новых знакомств на практике нам отработать достаточно сложно, только если в игровой форме. Но вот умение присоединяться к играющим детям, играть по правилам и спокойно реагировать, если не принимают в игру, мы оттачиваем практически ежедневно, учитывая, что есть дети, которые легко затевают игру, но избирательны к её участникам, а другие дети переживают, что сегодня их не взяли. По счастью, в группе нет детей, которых регулярно не берут в игру, но есть дети, которые не лидеры по натуре, им сложно быть ведущими в игре, или дети, которым непросто играть по правилам, в силу своих особенностей.

Первые полгода в младшей группе мы с детьми разбираем каждую ситуацию сразу, по факту свершения. Как правило, это относится к конфликтам из-за игрушек. К новому году младшей группы дети уже умеют договариваться разными способами. Неговорящим детям помогают те, кто уже владеет речью: они могут попросить за другого ребёнка, чтобы, поиграв с игрушкой, её отдали тому, кто её тоже хотел. Дети быстро научились вежливо просить, меняться, обязательно благодарить после, спрашивать разрешение взять чужую вещь. Ребята часто помогают друг другу и воспитателям во многих делах в группе: сначала по моей просьбе, а теперь уже и по своей инициативе.

В нашей группе принято говорить друг другу комплименты (правда, мне очень приятно, когда дети замечают что-то новое в одежде и хвалят это, мы учимся радоваться успехам других, замечать удачные поделки и поступки. На дни рождения детей мы обязательно после хоровода говорим имениннику по очереди пожелания, надеюсь, эти приятные моменты останутся в памяти у детей.

В этом году мы начали практиковать игру «в молчанку» (например, во время одевания на прогулку) – детям очень нравится не только стараться как можно дольше не проиграть (мы соревнуемся сами с собой, но и выражать жестами слова и просьбы.

Также в развитие коммуникативной компетенции нам помогают игры социо-игровой направленности: они прекрасно могут сплотить коллектив детей, дадут повод для дальнейших бесед, помогут научиться работать в команде. Особенно детям нравятся такие игры, как «Гусеница», «Друг к дружке», «Делай, как я», «Одно и то же по-разному», «Такси». «День наступает – всё оживает».

Периодически мы с детьми перечитываем воспитательно-познавательные книжки: «Сказки от слёзок» (Ульева Е. А.) и «Правила поведения для воспитанных детей». Нередко мы, исходя из ситуации, обсуждаем чувства и эмоции: самих детей, взрослых, героев сказок и рассказов. Совершенно необходимо, чтобы дети понимали, что чувствует другой ребёнок и что является мотивом для его поступков. Очень важно проговаривать вслух то, что чувствуешь, поэтому я делюсь с детьми своими эмоциями. А также сама пользуюсь своими коммуникативными умениями, благодаря которым детям интересно слушать то, что я говорю, а это способствует не только тому, что дети лучше усваивают информацию, но и тому, что под нужные слова дети лучше едят и быстрее одеваются, если их правильно замотивировать. Моя коммуникативная компетенция, желание искать нестандартные подходы и неплохая фантазия – огромное подспорье в работе

Сейчас, почти на финишной прямой средней группы, я вижу результаты своей работы во всех образовательных областях, но особенно я радуюсь, когда дети умело выходят из конфликтных ситуаций с помощью разговоров, а не насилия, вежливо обращаются друг другу, стараются помочь мне и одногруппникам. Веря в детей, я часто поручаю им самим разобраться в ситуации, а они воодушевляются своими успехами.

Выводы

После анализа своей деятельности в сфере развития у детей коммуникативных компетенция, я пришла к выводу, что есть над чем поработать и что необходимо разнообразить методы и приёмы работы в этой области. А также следует начать более углублённую и планомерную работы в направлении коммуникативных игр, что сможет ещё быстрее и успешнее развить у детей моей группы коммуникативные компетенции. В связи с этим я создала картотеку игр для развития коммуникативных компетенций, которую можно использовать при работе с детьми в моей группе. Важно, чтобы во время этих игр: ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым внимание, чтобы игры были не слишком длительными, чтобы помогали снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад; чтобы инициатором игры выступал взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу. В игровом процессе не нужно оценивать детей, давая им возможность проявлять спонтанные и естественные реакции; не стоит настаивать на активном участии всех детей (сначала уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим). Периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях.

Используемая литература

• Хуторской А. В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского. [Электронный ресурс] // А. В. Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.09.2016 г.

• Детский сад: теория и практика. Тема номера: Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. № 3/2013г.

• Сомкова О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. : А. Г. Гогоберидзе,- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.

• «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А. В

• Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н. П. Гришаева. М. : Вентана-Граф, 2015г,Литература.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Коммуникативная игра «Найди пару» для детей 5–6 летКоммуникативная игра «Найди пару» для детей 5–6 лет Тема: Коммуникативная игра «Найди пару» (5-6 лет) Авторы: Воспитатели Шакиртова Гульзифа Сибатовна, Закирова Альбина Илдусовна Муниципальное.

Коммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возрастаКоммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возраста Коммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возраста (музыкальное сопровождение - И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник.

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектаКоммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Подготовила учитель – дефектолог Фехретдинова И. А. МАДОУ «Детский.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Лист самооценки профессиональных компетенций воспитателя, необходимых для работы с детьми с ОВЗ Лист самооценки профессиональных компетенций воспитателя, необходимых для работы с детьми с ОВЗ Педагог оценивает свой уровень владения.

Музыкально-коммуникативная игра «Выбери себе друга» Музыкально-коммуникативная игра: «Выбери себе друга» Дети стоят в большом круге. В центр заходит один ребенок. Дети берутся за руки и идут.

Словесно-коммуникативная игра «В поход» Цель. Упражнять в диалогической речи, формировать мыслительную деятельность детей, развивать умение общаться. Ход игры Дети под музыку.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Любовь Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция
Опубликовано: 11 января 2023 в 13:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД